Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы
В настоящее время существует немало специальных технических средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС — САРСАТ), автоматические радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широкое распространение получили различные пиротехнические сигнальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ракеты. Однако в ситуации вынужденного автономного существования вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому необходимо рассмотреть способы подачи сигналов бедствия, осуществление которых возможно без наличия специальных технических средств.
Сигнальные костры. Это самый простой и доступный способ подачи сигналов, который используется некоторыми народами с незапамятных времен по настоящее время. Прежде всего, надо выбрать удобное для костров место, хорошо различимое как с земли, так и с воздуха. Для этой цели подойдут открытые пространства — поляны, широкие просеки, озера. Лучше, если выбранное для костров место находится на возвышенности. Чтобы привлечь внимание спасателей, надо развести не один, а несколько костров. Принято разводить три костра, расположенные на одной линии или в вершинах равностороннего треугольника. Такие фигуры являются международными сигналами бедствия. Пять костров, образующих букву Т, указывают место, пригодное для посадки самолета, вертолета. Расстояние между кострами должно быть не менее 30 — 50 м.
В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии. Этот вариант можно использовать в случае, если у потерпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют. В крайнем случае, можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.
Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходимые действия или имеются свободные люди. У каждого костра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо расположить на настилах из бревен. Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками.
Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветренные дни, видны на расстоянии до 80 км. Для увеличения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые ветки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать резину, пластик или автомобильное масло.
Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.
Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.
Спасателями разработана и используется Международная кодовая таблица.
Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с воздуха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомендуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использовать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадавших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предметы одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д. Сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутым рядом с траншеей, увеличивая ширину знака.
Когда необходимо покинуть зону бедствия, используют информационные сигналы. Надо оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушли пострадавшие. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.
2. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.
3. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.
4. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?
Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи
Сигналы бедствия на море – световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в “Международных правилах предупреждения столкновения судов в море” (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.
Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:
SOS – один из основных международных сигналов бедствия на море. По азбуке Морзе SOS передается как 3 точки-3 тире-3 точки с помощью следующих сигнальных средств:
- · радиотелеграф
- · клотиковый фонарь;
- · прожектор.
Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио
Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море – это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.
Световые сигналы бедствия на море
- · горящие красные фальшфейеры;
- · красные ракеты с парашютом;
- · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
- · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).
Визуальные сигналы бедствия на судне
В том случае, если существует визуальный контакт с берегом или другим кораблем, можно попробовать оповестить о бедствии с помощью самых простых средств:
- · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
- · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
- · оранжевые дымовые шашки.
В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.
Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.
Звуковые сигналы бедствия на корабле
Привлечь внимание помогут и звуковые сигналы бедствия, к которым относят:
- · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
- · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.
Международные сигналы бедствия на море: правила применения
Морской практикой запрещается использовать международные сигналы бедствия на море без крайней необходимости или достижения других целей, кроме просьб о помощи при чрезвычайном происшествии. Также недопустимо предпринимать действия, которые можно расценить как сигналы бедствия на корабле или спутать с ними.
”