Место соединения концов лески, веревок или другого материала по особой схеме зовется узлом. Большая часть известных человеку петель была придумана моряками, остальные – их вариации, возникшие в процессе использования. Всего насчитывают около 5 тысяч соединений, использующихся в разных отраслях человеческой деятельности ежедневно.
В зависимости от назначения практические узлы различают по нескольким типам:
- схватывающие;
- амортизирующие;
- вспомогательные.
Коротко о главном
“Грейпвайн” – узел непростой. Завязывая его, у человека нет права на малейшую ошибку. Ведь это может нарушить прочность, которой обладает “грейпвайн” (узел), схему и последовательность выполняемых шагов во время соединения двух веревок, что может привести к травматизму в случае применения некорректно закрепленной петли.
Что вам необходимо знать об узле “грейпвайн”?
Узел пользуется большой популярностью, но его часто путают с не менее распространенной «восьмеркой» или турецкой петлей, принципиальные схемы которых сравнительно схожи. Потому ознакомьтесь с особенностями и схемой конструирования “грейпвайна” подробнее.
Вы уже читали, что такая петля идеально подходит для соединения двух нитей, канатов, тросов. Как и любой другой, “грейпвайн” – узел, ослабляющий веревку, но по сравнению с подобными петлями, коэффициент ослабления составляет 0,95, а это значит, что веревка теряется всего 5% от своей прочности. Отмечено, что других типов узлов со столь низким коэффициентом ослабления просто не существует.
Особенности соединительных конструкций
Узлы туристические с названиями «рыбацкий узел», «прусик», «двойной простой» туго связанны типом петель с рассматриваемым нами видом. Имея понятие о том, как сделать упомянутые выше узлы, вы точно сможете справиться с петлями более сложного уровня вязки. В процессе изучения схем узлов приходит понимание конструирования отдельных видов соединительных петель. Потому обращайте внимание на чертежи и рисунки, где показано пошагово, как сделать узел.
Область применения
“Грейпвайн” – узел, применяющийся везде, где это только возможно:
- для связывания концов репшнура (кордалеты) для получения петли;
- для конструирования станции, по которой человек, выполняющий спасательную операцию, может спуститься;
- для самостраховок;
- для объединения нескольких отрезков веревок воедино, для получения длинного и крепкого каната, который может понадобиться при скалолазанье (верхняя страховка с горы).
Узел отличается областью применения, так как используется везде, где человек имеет возможность работать с веревками, канатами, тросами или другими материалами, поддающимися вязанию.
С помощью “грейпвайна” можно связать две нити в одно целое. Встречаются такие конструкции и в судоходстве, и в рыбацком промысле – узлы для поводков, и в текстильном производстве; в туризме, альпинизме – упомянутых ранее, сельском и животном хозяйстве, иногда даже в повседневной жизни человека.
Преимущества и недостатки
Из положительных качеств выделяют:
- Высокий уровень прочности. Среди всех типов связывающих узлов до 58%.
- Надежность.
- Отсутствие необходимости закрепления конструкции контрольной петлей.
Кроме выше перечисленных достоинств, присущи и некоторые недостатки:
- Даже сняв с узла нагрузку, его все равно трудно распутать.
- Отдельные люди, использующие узел, отмечают относительный уровень сложности завязывания петли.
- В случае превышения допустимой нагрузки, узел начинает ползти, но это не проблема определенного типа узла, а общее свойство петель. Потому завязывая их, оставляйте концы свободной нити длиною до 10 диаметров веревки. К примеру, связывая канат диаметром в 6 мм, оставляют свободными до 10 см нитей.
Как связать узел
Изучите инструкцию, как вязать узел “грейпвайн”. Способ вязки проводят по аналогии с турецкой петлей:
- Подготовьте две веревки с равными диаметрами.
- Возьмите свободный конец одной из них, и при его использовании сделайте петлю вокруг другого конца нити.
- Направляясь от конца веревки к основанию, обмотайте ее еще раз.
- Этот конец нити пропустите в положении параллельном веревке сквозь образованные отверстия, начиная от основания и, вытянув конец нити у окончания.
- Затяните крепко “грейпвайн” (узел) и повторите описанные выше этапы, задействовав второй ходовой конец в том же порядке.
- Стяните нити между собой и получите полноценную петлю.
Выполнив пошаговую инструкцию, у вас получится крепкий “грейпвайн” узел. Схема вязки изображена в статье.
Развязывая петлю, полуузлы растягивают друг от друга, тем самым ослабляя их. Один из полуузлов развязывают, после чего незадействованный конец веревки, лежащий внутри петель, выдергивают из оставшихся и распутывают.
Как сделать узел как с картинки?
Чтобы получить аккуратно оформленную петлю, старайтесь наматывать концы веревок в противоположные стороны: первый к себе, второй – наоборот. Сделав так, получите асимметричные половинки узла, образовавшие правильный эстетично привлекательный рисунок.
Как научиться быстро завязывать “грейпвайн”
Будучи в экстремальных условиях, туристам приходится крепить веревки. И здесь скорость выполнения и практические навыки в области соединения узлов имеют не последнее значение. Выручить может моторная память, когда альпинист без труда создает крепление, даже не вспоминая схему вязки узла: пальцы сами знают, что делать.
Чтобы овладеть динамическими навыками, применяйте для создания узла “грейпвайн” такие нехитрые способы:
- Используйте зрительную память. Выучите последовательно рисунки и инструкции. Многократно тренируйтесь, завязывая без подсказок. Это поможет в любой ситуации быстро вспомнить процесс и дать ответ на вопрос о том, как сделать узел “грейпвайн” без особых трудностей.
- Запомните точную последовательность движения рабочих концов нити во время проведения действий. Практическая работа над соединением веревок создает в голове специальный алгоритм поочередности действий, а качество и скорость выполнения узла зависят от количества повторений.
Используя эти два метода чередуя их или объединяя в комплекс, и руки, и мозг начинают запоминать движения, не только при вязке узла “грейпвайн”, но и других не менее необходимых петель.
Нужно получить надежное соединение? Используйте узел с наименьшим уровнем напряжения – “грейпвайн”.
“Грейпвайн” – узел, использующийся в туризме и альпинизме для связывания веревок или тросов с одинаковыми или разными диаметрами. Главное преимущество петли – надежность, благодаря чему он и заслужил популярность у любителей экстрима и бывалых рыболовов как узел для поводков.
Основные альпинистские узлы.
От умения правильно вязать и применять основные альпинистские узлы в зависит жизнь не только альпиниста, но и группы. Узнайте про основные альпинистские узлы.
Основных узлов в альпинизме — двенадцать. Сюда можно добавить еще парочку «вкусных» узлов и получится 17. Уметь вязать узлы — полезно, но недостаточно. Нужно знать и уметь применять узлы в разных ситуациях. Плюс ко всему альпинистские узлы нужно уметь вязать в зимних варежках, закрытыми глазами, за спиной и закрытыми глазами в варежках за спиной. Вдруг вы окажетесь в ситуации когда ночью на большой высоте при 30 градусном морозе вам нужно будет завязать узел… голова варить не будет, только многократное повторение и мышечная память вам помогут. А потому — практикуйте вязание альпинистских узлов постоянно!
Основные альпинистские узлы.
Есть 12 основных альпинистских узлов, которые надо уметь вязать:
- Узел восьмерка
- Узел проводник
- Узел австрийский проводник
- Узел Прусик
- Узел Бахмана
- Узел Грейпвайн
- Встречный узел
- Брамшкотовый узел
- Узел УИАА
- Узел Стремя
- Узел Булинь
- Контрольный узел
Узлы делятся на 4 группы:
- Петлевые: восьмерка, проводник,австрийский проводник, булинь
- Схватывающие: прусик, французский, австрийский, бахмана
- Связывающие: грейпвайн, встречный, брамшкотовый
- Специальные/вспомогательные: контрольный узел, уиаа, стремя, узел гарда
Двенадцать основных альпинистских узлов:
Петлевые узлы.
1. Проводник
Используется для привязывания к веревке и организации самостраховки. Узел применяется в решении множества задач в альпинизме.
2. Восьмерка
Простой и очень надежный узел. Используется для закрепления веревки к альпинистской обвязке, то бишь для привязывания. При привязывании к обвязке — петля узла должна быть чуть меньше размера кулака.
3. Австрийский проводник (Срединный проводник)
Узел многовекторный — нагрузка может идти по двум или трем направлениям, без «сбивания» узла. Австрийский проводник может использоваться для изоляции поврежденного куска веревки. Учитывая, что австрийский проводник ослабляет веревку (да узлы ослабляют веревку) меньше, чем узел проводника и узел восьмерка, то узел становится и вовсе бесценным.
Одно но: австрийский проводник нельзя вязать на конце веревки! Вяжите восьмерку.
Схватывающие узлы.
Таких петель носите с собой две штуки минимум — упрощают трудные и страшные альпинистские будни.
Схватывающие узлы можно использовать либо вместо жюмара, либо для подстраховки жюмара.
4. Узел прусик.
Очень полезный, широко применимый узел, изобретенный Карлом Прусиком, в честь кого и назван. Под нагрузкой узел держит — без нагрузки легко снимается. Узел легко завязать даже одной рукой, что должно уметь делать каждому альпинисту. В альпинизме всегда используйте три оборота узла.
В случае ЧП и наличии только лишь репшнура — прусик спасет вам жизнь, если вы умеете его вязать.
А теперь минусы — узел плохо держит на жестких веревках, совсем не держит на обледенелых веревках, витки сбиваются даже под небольшой нагрузкой.
Из-за всех этих минусов сейчас больше используют — Французский схватывающий и Схватывающий клеймхейст (Клеймхейст, узел Маршара, Австрийский схватывающий).
”