Где бы человек ни находился на Земле, в любую данную минуту он всегда имеет пространство вокруг себя: реально зримую или воображаемую, но все-таки действительно существующую окружность – линию горизонта. Пространство всегда окружает нас, оно всегда с нами, при нас. Люди это поняли давно и заметили на этом круге, то есть на линии горизонта, несколько приметных точек. Они заметили, что все звезды на небосводе медленно кружатся, а одна как будто стоит над горизонтом на одном месте. Ее назвали Полярной звездой. Затем люди обнаружили странное свойство некоторых предметов в подвешенном состоянии (то есть в состоянии свободы поведения) поворачиваться одним своим концом всегда в направлении этой загадочной звезды. Постепенно на круге горизонта наметились четыре направления – север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3). С помощью Полярной звезды или с помощью специальных намагниченных предметов (стрелки компаса) человек может независимо от других людей, находясь в какой угодно точке поверхности нашей планеты, определить сначала направление на север, а затем, встав к ней лицом, по сторонам своего тела найти справа восток, сзади юг, слева запад.
На линии горизонта мы отмечаем не только 4 основных точки и направления на них из центра – север (С), восток (В), юг (Ю) и запад (3), но и промежуточные, то есть расположенные посередине между двумя соседними основными направлениями: северо-восток, юго-запад.
Круг горизонта условно разделен на равные 360 равных отрезков. Каждый отрезок, или градус, имеет свой порядковый номер от первого до трехсотшестидесятого. Счет градусов начинается с той точки круга горизонта, которая находится точно под Полярной звездой, и ведется от этой нулевой точки только вправо (по ходу часовой стрелки). Каждая четверть круга, ограниченная направлениями на основные стороны горизонта, вмещает в себя 90°. Если между направлениями на С и В провести под углом 45 промежуточное направление, то его название будет складываться из названий двух соседних направлений – северо-восток (СВ). На круге горизонта можно отметить и вспомогательные направления под углами в 22,5. Их названия тоже будут складываться из названий соседних направлений: север-северо- восток, северо-восток-восток, юго-восток-восток и т.д.
Если из центра круга провести две прямых линии к концам градуса, то получится угол – фигура, образованная двумя лучами, исходящими из одной точки. Каждый градус окружности (и даже доли его) – это и есть угол.
Однако угол в геометрии и угол на местности в плоскости горизонта – не одно и то же. У простого геометрического угла оба луча произвольные, то есть они в пространстве могут иметь какое угодно направление и при этом угол останется углом. А у угла, называемого азимутом, один луч особый – он в пространстве может занимать только одно единственное направление – на север. Если этому лучу придать какое-нибудь другое направление, азимут уже не будет азимутом, а станет просто углом.
Следовательно, азимут — это угол, образованный направлением на север (первый луч) и направлением на ориентир — цель (второй луч).
Азимуты измеряются в градусах и отсчитываются от нуля только по ходу часовой стрелки (рис. 82). Кроме того, в геометрии внутренние углы могут иметь величину до 180 (развернутый угол), а азимуты могут быть и больше – от нуля до 360”.
Опытный турист, хорошо знающий азимутальное кольцо, определив направление на север, быстро найдет любое другое направление
на стороны горизонта без компаса как днем, так и ночью, как в хорошую, так и в плохую погоду.
Азимут – это угол, а всякие углы можно, во-первых, измерять, а во-вторых, строить. Измерять и строить углы можно не только карандашом на бумаге, но и визирным лучом прямо на местности. Для туристов это очень важно.
На бумаге (на карте) измерять и строить азимуты вполне можно обычным угломерным инструментом – транспортиром (рис. 83). На карте имеется много вертикальных линий – западный и восточный края рамки, линии сетки прямо-
которые имеют направление на север (направление север – юг). Правда, вертикальные линии километровой сетки часто не совсем параллельны вертикальным рамкам карты – они образуют между собой некоторый угол, но этот угол не очень велик и его можно опустить.
Если, например, необходимо измерить азимут линии маршрута из точки А в точку Б, надо центр транспортира (нуль-пункт) наложить точно на точку А, одну из осей транспортира повернуть так, чтобы она была строго параллельна вертикальным ориентирующим линиям карты, и снять по градусной шкале транспортира отсчет. Но нужно помнить, что на обычном транспортире шкала градусов дана в пол круга (180°), и поэтому не при всяком положении (повороте) – транспортира на карте можно верить цифрам его шкалы – часто требуется вводить поправки, помня азимутальное кольцо (рис. 84).
А как измерить азимут на местности на какой-нибудь ориентир? Тут поможет компас, у которого магнитная стрелка, как только мы отпустим зажим-тормоз, сама собой повернется одним концом в сторону Северного полюса, что и нужно: ведь азимут это угол, у которого один луч – направление на полюс.
Чему равен азимут юго западного направления
”