Измерение истинных азимутов выполняют транспортиром так же, как и дирекционных углов, только транспортир в этом случае совмещают с линией истинного меридиана, которой является боковая сторона рамки карты или линия ей параллельная.
магнитного азимута на данный предмет.
Понятие ориентирования карты.
Способы ориентирования топокарты.
Карту можно сориентировать по линиям местности, по направлениям на ориентиры, по деталям рельефа и по компасу.
Способы определения своего местоположения.
Точка стояния может быть определена на карте следующими способами:
– по ближайшим ориентирам на глаз;
– промером пройденного расстояния,
– засечками (прямой и обратной).
Способ определения точки стояния выбирается с учетом имеющегося времени, условий обстановки и требуют точности.
Определение своего местоположения по ближайшим ориентирам на глаз является наиболее распространенным способом. На ориентированной карте опознают один-два местных предмета, видимых на местности, затем определяют глазомерно свое местоположение относительно этих предметов по направлениям и расстояниям до них и намечают точку своего стояния. Если точка стояния на местности находится рядом с каким-либо местным предметом или его характерным изгибом, изображением на карте, то место расположения условного знака этого предмета будет совпадать с искомой точкой стояния.
Способ применяется главным образом при движении по дороге или вдоль линейного контура, преимущественно на закрытой местности или при плохих условиях видимости.
Сущность способа: измеряют расстояние (спидометром, шагами) от ориентира, расположенного у дороги или какого-либо другого линейного ориентира, до определяемой точки стояния; затем это расстояние откладывают на карте вдоль дороги (линейного ориентира) в соответствующем направлении.
Сличение карты с местностью заключительный этап топографического ориентирования. На этом этапе изучается местность, выявляются ее изменения, происшедшие с момента создания карты, уточняется положение на местности объектов, показанных на карте.
Ориентирование по карте в движении по дорогам и бездорожью.
В боевой обстановке очень часто приходится совершать передвижение по незнакомой местности как пешком, так и на всевозможных видах транспорта. Такие передвижения могут производиться по дорогам, вне дорог, на закрытой и пустынной местности, ночью, в густом туман, при задымлении и в других условиях.
Основная задача ориентирования в движении – выдерживание заданного или намеченного на карте маршрута. Ориентирование в движении ведется непрерывно, с тем чтобы постоянно знать свое местоположение на карте, которое определяют визуально, путем сличения карты с местностью. Для этого предварительно подготавливают карту, а в пути придерживаются определенного порядка.
Подготовка карты включает склеивание карты, подъем и изучение маршрута, выбор ориентиров, определение протяженности маршрута и азимутов отдельных направлений.
Подъем маршрута осуществляется линий коричневого цвета, не закрывая при этом условного знака дороги и условных знаков других местных предметов, чтобы не ухудшить их читаемость. Линию проводят обычно справа (снизу) от условного знака дороги.
Выбор ориентиров одновременно с подъемом маршрута. Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. Их выбирают в местах, где особенно важно убедиться в правильности движения (на местах, переездах, развилках и поворотах дорог). В качестве ориентира выбирают объекты местности, хорошо видимые с маршрута. Ориентиры обводят кружком коричневого цвета и около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта.
В отличии от плана марша, где расстояние подписывают через 5-10 км, на карте, предназначенной для ориентирования движения, расстояние подписывают у выбранных ориентиров. Азимуты определяют только на участках маршрута, трудных для ориентирования.
Перед началом движения на исходном пункте снимают показания спидометра машины и подписывают его на карте у первой точки. Затем переводят расстояния до каждого ориентира по показаниям спидометра машины путем прибавления их значений к начальному показанию спидометра и подписывают их у соответствующих точек.
Во время движения необходимо приближенно ориентировать карту, и двигаясь от одного ориентира к другому, систематически сличать карту с местностью. Особенно внимательно надо следить за правильностью движения через населенные пункты, на перекрестках и развилках дорог.
К карте обязательно следует обращаться при подходе к очередному контрольному ориентиру. Для наблюдения за местностью следует привлекать водителя и других членов экипажа.
У каждого ориентира считывают со спидометра пройденное расстояние и сличают его с данными карты.
В предвидении совершения марша ночью маршрут выбирается так, чтобы он проходил по дорогам или вдоль каких-либо линейных, местных предметов. Контрольные ориентиры по маршруту намечают на более близких расстояниях друг от друга, чем при движении днем.
Свое местоположение на карте в движении определяют чаще всего по пройденному расстоянию, откладывая его от исходного пункта или контрольного ориентира по направлению совершаемого движения.
При планировании движения вне дорог повороты маршрута помечают у местных предметов, которые можно опознать ночью.
Маршрут движения в пустынной местности выбирают так, чтобы он включал имеющиеся на местности ориентиры: дороги, устья высохших рек, отдельные курганы, колодцы, оазисы и др. Движение совершают по азимутам, которые подготавливают заранее. Общее направление движения можно выдерживать по небесным светилам и по следу своей машины, если движение проходит прямолинейно.
При подходе к населенному пункту тщательно сличают с картой местность и возможно точнее определяют место въезда в населенный пункт. В самом населенном пункте карту ориентируют по направлению улицы, по которой совершают движение.
При движении по крупному населенному пункту своевременное предупреждение водителя о поворотах на маршруте имеет важное значение, т.к. потеря намеченного поворота может привести к потере в ориентировки.
Ориентирование в особых условиях.
При ориентировании в движении по сильно измененной местности часто придется обходить различные препятствия и определять свое местоположение по остаткам разрушенных местных предметов.
Для ориентирования в таких районах в дополнение к карте могут использоваться аэрофотоснимки и фотосхемы, снятые и составленные по факту происшедших событий. Панорамное изображение требуемой территории на снимках и топооснова местности с карты позволяет более полно обеспечить мероприятия оценки обстановки.
Перед полетом местность изучают по карте и аэрофотоснимкам, позволяющим представить ее в том виде, как она наблюдается с воздуха. Предварительно поднимают на карте линейные ориентиры, ограничивающие район полета. Вначале изучают и запоминают линейные ориентиры, их направления по сторонам горизонта. Затем изучают характерные площадные и точечные ориентиры, заполняющие этот каркас. По маршруту на карте равномерно поднимают ориентиры, которые хорошо опознаются с воздуха: перекрестки шоссейных и железных дорог, озера, острова, крупные населенные пункты и др. Поднятые ориентиры соединяют прямыми линиями и для каждого отрезка маршрута определяют азимут направления, расстояние и время полета.
Последовательность ориентирования подчиненных на местности.
Руководитель, начальник должен уметь не только быстро и правильно ориентироваться на местности лично, но и ориентировать своих подчиненных и других лиц, например, прибывших в район действия старших начальников, соседей, с которыми организуется взаимодействие.
В любых видах боевых действий для определения и указания своего местоположения, направления движения, поиска или наблюдения органам внутренних дел постоянно приходится пользоваться ориентирами.
Изучение и запоминание незнакомого участка местности с целью лучшего ориентирования на нем, следует всегда начинать с выбора вокруг себя трех-четырех наиболее приметных ориентиров, по возможности равномерно расположенных по фронту и глубине.
Способы нанесения на карту объектов (целей).
По ближайшим ориентирам:
– выбрать на местности два-три хорошо опознанных ориентира
– по примерным расстояниям от ориентиров до цели определить ее местоположение на карте.
Способом кругового визирования :
– визировать от точки стояния на карте поочередно на определяемые объекты и прочерчивать направления на них;
– отложить примерные расстояния на полученных линиях и определить искомую точку.
Визировать от точки стояния на определяемый объект и прочертить направление на него. Аналогичные действий повторяют с другой точки так, чтобы угол пересечения прочерченных направлений был не менее 30 градусов.
Искомая точка на карте и есть интересующий нас объект.
Эта операция заключается в уточнении положения противника, своего подразделения, соседей, для изучения местности, а в конечном счете для ориентирования подчиненных в пространстве, где будет выполняться поставленная задача.
Последовательность ориентирования подчиненных.
1. Встать лицом к противнику, показать направление на одну из сторон горизонта.
2. Определить и назвать свою точку стояния относительно характерного ориентира и указать квадрат, в котором она находится.
3. Показать справа налево положение окружающих местных предметов и деталей рельефа; указать направления и расстояния до них.
4. Назначить справа налево и по рубежам от себя в сторону противника ориентиры и называть их условными наименованиями.
5. Показать положение:
– противника (преступника) справа налево.
– положение своих сил и средств (справа налево).
– соседей (справа налево).
6. Указать свое место расположение.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
93.88.74.71 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам Обратная связь.
3.5.3. Ориентирование карты
Ориентировать карту – это значит придать ей такое положение в горизонтальной плоскости, при котором верхняя (северная) сторона ее рамки будет обращена на север. При таком положении карты местные предметы и формы рельефа на местности соответствуют расположению их условных знаков на карте , а линейные ориентиры на местности и карте параллельны.
Ориентирование карты, когда известно свое местоположение (точка стояния), может быть выполнено по линейному ориентиру и по направлению на ориентир.
По линейному ориентиру карта может быть ориентирована приближенно или точно.
При приближенном ориентировании по линии местности (по дороге, линии электропередач и т.п.) карту поворачивают так, чтобы направление условного знака линейного ориентира совпадало с его направлением на местности. Необходимо только убедиться в том, что предметы справа и слева от этого линейного ориентира имеют такое же расположение, как и на карте. Если это условие выполнено, то карта ориентирована правильно.
Приближенное ориентирование карты выполняет чаще всего на марше при сличении карты с местностью в движении и при контроле за прохождением намеченных ориентиров – перекрестков, развилок дорог, мостов. Свое местоположение на карте в таком случае определяют также приближенно, на глаз.
Для точного ориентирования карты использует визирную линейку или карандаш для визирования вдоль линейного контура.
По направлению на ориентир карту ориентируют так же, как и по линейному ориентиру. Отличие состоит в том, что вместо удаленного ориентира используют направление от точки стояния на какой-либо удаленный местный предмет (отдельное дерево, геодезический знак, мост и т.д., то есть на точечный ориентир).
При приближенном ориентировании карты этим способом ее поворачивают в горизонтальном положении так, чтобы мысленно проведенное на карте направление от точки стояния на условный знак местного предмета примерно совпало с этим направлением на местности.
Точное ориентирование карты по направлению на удаленный местный предмет (ориентир) выполняют с помощью визирной линейки или карандаша, как показано на рисунке 3.19, которые накладываются на карте на линию, соединяющие точку своего местоположения и условный знак ориентира.
Когда на карте свое местоположение не известно или с точки стояния не видно ориентиров (в лесу, в пустыне, в тумане и т.д.), карту ориентируют по направлениям на стороны горизонта.
При приближенном ориентировании карты достаточно одним из способов, изложенных в 3.2 (по компасу, по небесным светилам или по местным предметам) определить направление на север, а затем карту повернуть верхней стороной рамки в этом направлении.
Точное ориентирование осуществляется либо с учетом поправки направления, либо с учетом магнитного склонения.
При ориентировании с учетом поправки направления в начале с помощью стрелки определяют направление на север и поворачивают в эту сторону верхнюю сторону рамки карты. Затем для точного ориентирования указатель отсчета компаса устанавливают против деления шкалы, равного поправке направления, которая в информационном тексте зарамочного оформления карты в юго-западном углу листа обозначена словами «При прикладывании буссоли (компаса) к вертикальным линиям координатной сетки среднее отклонение магнитной стрелки …». Если поправка положительная (восточная), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательная (западная) – влево (рисунок 3.20). Затем компас устанавливают на карте так, чтобы нулевой диаметр его лимба (или линейка компаса АК) совпал с одной из вертикальных линий координатной сетки, а нуль-пункт был направлен к северной стороне рамки карты. Не меняя положения компаса, карту поворачивают в горизонтальном положении до тех пор, пока северный конец магнитной стрелки не установится против отсчета, который был установлен на шкале.
При ориентировании карты с учетом магнитного склонения указатель компаса устанавливают против деления шкалы, равного величине магнитного склонения, которая также указана в информационном тексте зарамочного оформления карты в юго-западном углу листа. Если склонение магнитной стрелки положительное (восточное), указатель отсчета устанавливают вправо от нулевого деления шкалы, а если отрицательное (западное) – влево от нулевого деления шкалы. Компас устанавливают так, чтобы линия, проходящая через штрихи 0 и 180° шкалы (или соответствующее ребро артиллерийского компаса) совпадала с восточной или западной стороной рамки листа карты, а ноль был направлен к северной стороне рамки. Остальные действия аналогичны ориентированию с учетом поправки направления.
Если поправка направления (величина магнитного склонения) меньше 3?, то она не учитывается, а указатель компаса ставится против нулевого отсчета.
”