Как было сказано выше, самый простой и надежный способ определения сторон горизонта – по компасу. Но есть много других способов, которые необходимо знать на случай неисправности или отсутствия прибора.
Стороны горизонта можно определить:
- • по Солнцу;
- • Солнцу и часам;
- • Солнцу и тени;
- • Луне;
- • Полярной звезде;
- • признакам местных предметов.
Определение сторон горизонта по Солнцу. В северном полушарии Солнце около 7.00 бывает на востоке, около 10.00 – на юго-востоке, в 13.00 – на юге, в 16.00 – на юго-западе, около 19.00 – на западе (табл. 2.2). Угловая скорость перемещения Солнца – примерно 15° в час. Зная время, можно определить угол. Отложив этот угол на местности, можно определить направление на юг. Например, в 10.00 Солнце не дойдет до точки юга (13.00) на угол, равный 45°. Значит, направление на юг будет на 45° вправо от Солнца.
Февраль, март, апрель, август, сентябрь, октябрь
Ноябрь, декабрь, январь
Места восхода и захода Солнца изменяются в зависимости от времени года: зимой светило восходит на юго-востоке и заходит на юго-западе, весной и осенью – соответственно на востоке и на западе, летом – на северо-востоке и на северо-западе.
Определение сторон горизонта по Солнцу и часам
Нужно повернуть часы в горизонтальной плоскости так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце (на минутную стрелку при этом обращать внимание не следует). Угол между цифрой “1” и часовой стрелкой нужно разделить строго пополам (спичкой или соломинкой). Концы спички будут указывать на юг и на север (рис. 2.3). До полудня надо делить дугу (угол), которую часовая стрелка должна пройти до 13.00, а после полудня – которую она прошла после 13.00.
Смысл деления угла пополам заключается в том, что часовая стрелка за сутки делает два полных оборота, в то время как кажущийся путь Солнца вокруг Земли за сутки составляет один оборот.
Определение сторон горизонта по Солнцу и тени
Если у вас нет компаса, можно по солнцу определить примерное направление на север (а зная, где север – все остальные сто-
роны горизонта). Ниже приведен способ, с помощью которого можно в любое время, когда солнце светит достаточно ярко, определить стороны горизонта по тени шеста (рис. 2.4).
Найдите прямой шест длиной в один метр и сделайте следующее.
1. Воткните шест в землю на ровной, свободной от растительности площадке, на которой отчетливо видна тень. Шест не обязательно должен стоять вертикально. Наклон его для
получения лучшей тени (по размеру и направлению) не влияет на точность этого способа.
- 2. Отметьте конец тени небольшим колышком, палочкой, камнем, веткой, собственным пальцем, углублением в снегу или любым другим способом. Подождите, пока конец тени не передвинется на несколько сантиметров. При длине шеста в один метр надо подождать 10–15 мин.
- 3. Снова отметьте конец тени.
- 4. Проведите прямую линию от первой отметки до второй и продлите ее примерно на 30 см за вторую отметку.
- 5. Встаньте так, чтобы носок левой ноги был у первой отметки, а носок правой – у конца проведенной линии.
- 6. Теперь вы стоите лицом к северу. Определите другие стороны горизонта. Чтобы отметить направления на земле (для ориентации других), проведите линию, пересекающую первую в виде креста, и обозначьте стороны горизонта.
конспект занятия – Определение сторон горизонта
план-конспект занятия по теме
Конспект занятия “Определение сторон горизонта” разработан для первого года обучения по образовательной программе туристско-краеведческой направленности “Юный турист”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opredelenie_storon_gorizonta.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Станция детского и юношеского туризма и экскурсий
города Миньяр Ашинского муниципального района Челябинской области
Методическая разработка занятия
для обучающихся 1 года обучения
в туристско – краеведческом объединении
Составитель: Баньщикова Маргарита Сергеевна,
педагог дополнительного образования
– р азвивать интерес у детей к познанию окружающего мира.
– содействовать воспитанию у детей любви к природе;
– научить детей ориентироваться с компасом и без компаса;
2. Способы ориентирования на местности без компаса.
– Строение компаса. Виды компасов.
– Определение сторон горизонта с помощью компаса.
4. Самостоятельная работа.
5. Анализ самостоятельной работы. Итог.
1. Ребята, посмотрите на этот предмет. Что это? (Компас)
А кому и для чего нужен компас. (Туристам, морякам, лётчикам, чтобы не сбиться с пути)
Да, людям этих профессий компас необходим. Он помогает им находить верную дорогу. Но когда-то компаса не было. Что же помогало древним путешественникам не сбиться с пути без компаса и карты? ( Солнце и звёзды).
2. Вы знаете, что стороны горизонта – это Север, Юг, Запад, Восток.
В полдень солнце находится на юге, а полуденная тень от предметов направлена на север. Если лицом по направлению к полуденной тени (лицом на север), то впереди у нас будет Север, позади – Юг, справа – Восток, слева – Запад. Позже люди научились определять Север и Юг по Полярной Звезде.
Как найти на небе Полярную звезду?
Полярная звезда находится на Севере. Вначале надо найти созвездие Большой Медведицы, состоящее из семи ярких широко расставленных в форме ковша с ручкой звёзд.. Затем мысленно продолжить прямую, проходящую через две крайние звезды ковша и отложить на ней расстояние в пять раз большее, чем расстояние между звёздами ковша. В конце этой прямой и будет Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то впереди у нас будет Север, позади – Юг, справа – Восток, слева – Запад..
Как во время ненастья определить стороны горизонта? (По местным признакам, предметам и явлениям).
Весной и осенью – перелётные птицы. Весной они летят на Север, осенью – на Юг.
В лесу вам помогут определить стороны света мох и грибы (С северной стороны) и муравейники (с южной). Ветви деревьев пышнее с южной стороны. Стволы берёз светлее, а у хвойных деревьев смола проступает с южной стороны.
Ребята, определим стороны света вот по этим часам. Расположим их горизонтально. Часовая стрелка должна быть направлена в сторону солнца. Вспомним, что такое биссектриса. Это – луч, который делит угол пополам. Биссектриса угла между стрелкой и цифрой 1 (13 часов) покажет примерное направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу, которую часовой стрелке осталось пройти до 13 часов, а после обеда ту дугу, которую она уже прошла.
3. Первым компасом у моряков была обыкновенная металлическая иголка. Сейчас мы с вами сделаем компас, которым пользовались моряки 12 – 13 веков. Возьмём тарелку с водой иглу. Удерживая иглу на тонкой полоске бумаги, осторожно опустим её на воду. Иголка медленно устанавливается в направлении «Север – Юг».
У людей разных профессий свои компасы – геологические, морские, горные и др.
Мы с вами туристы и будет пользоваться жидкостным компасом.
Давайте внимательно рассмотрим его.
Как вы думаете, какая часть в компасе самая главная? ( Стрелка)
А теперь давайте поиграем. Группа делится на две команды, каждая из которой называет части компаса и их назначение.
Главная часть компаса – магнитная стрелка есть в каждом компасе.
5. А теперь попробуем определить стороны горизонта с помощью компаса. Закрепим компас на правой руке с помощью шнурка, находящегося на платформе. Большим и указательным пальцами левой руки вращаем кольцо со шкалой и совмещаем северный конец стрелки с цифрой 0 Теперь у всех компас показывает направление Север – Юг. Поиграем с вами по этой теме.
Посмотрите на эти промежуточные направления. Это направления между частями света. Это – Северо-Восток, Северо-Запад, Юго-Запад, Юго-Восток. Нарисуем в тетрадях компас. Я буду называть градусы, а вы отвечать, какое направление они показывают.
90 градусов – Восток,
270 градусов – Запад,
50 градусов – Северо- Восток.
220 градусов – Юго-Запад,
310 градусо в – Северо-Запад.
.Люди с помощью интуиции определяли стороны света. Проверим это, завязав глаза.
Ребята, определим точное расположение данного предмета с помощью азимута.. Азимут – это угол, образованный направлением на Север и заданным направлением (на предмет). Он измеряется в градусах. Величина азимута измеряется в градусах от 0 до 360 по часовой стрелке от направления на Север.
Попробуем понять это с помощью игры. Представим себе, что вы получили задание догонять группу в направлении «Азимут 140». Вспомним, что Азимут – это угол, образованный направлением на Север и заданным направлением. Найдём на компасе 140 градусов. Поворачивая платформу, соединим цифру 140 с указателем направления, и компас покажет вам туда, куда нужно пойти. Теперь надо заметить впереди неподвижный ориентир и догонять друзей.
Игра. Дать несколько заданий для нахождения «клада».
Значит, компас – это прибор для определения сторон горизонта и измерения азимута .
Определение сторон горизонта с помощью компаса называется ориентированием.
На сегодняшнем занятии мы узнали, как определить стороны горизонта по местным признакам, по нашей интуиции, узнали, как можно пользоваться компасом
Знания, которые вы сегодня получили, обязательно пригодятся вам в дальнейшем.
”