Как вести себя при кораблекрушении

В море, как нигде, выживание человека зависит от того, знает ли он, что делать в условиях аварии, и умеет ли правильно использовать назначенные ему средства спасения. Если в авиационной и даже в какой то степени железнодорожной катастрофах от личных возможностей человека зависит не так уж много, то в морской — наоборот.
К морским катастрофам, как ни к каким другим, применим термин «долговременное выживание». Только там человек может оказаться в спасательном средстве один на один со стихией на часы, дни, а случается, и на недели. Ни авиационная, ни железнодорожная катастрофы таких ситуаций не создают. И только от способностей человека зависит, выдержит ли он это единоборство или погибнет. Именно море знает примеры самых ужасных паник и беспримерных многомесячных (!) эпопей выживания.
В этой главе я попытаюсь изложить универсальные советы, то есть в равной степени полезные при крушении и крупных морских лайнеров, и маленьких рыболовных лодочек.
Любой человек, поднявшийся на борт судна, должен в целях обеспечения личной и общей безопасности выполнить несколько требований:
1. Внимательно выслушать устный инструктаж капитана судна или назначенного им представителя команды. Изучить «аварийные памятки», правила противопожарной безопасности планы эвакуации с потерпевшего аварию судна.
Правила, памятки, планы обычно вывешиваются в коридорах, кают компаниях, каютах и других помещениях. Лучше использовать несколько минут из своего досуга на внимательный анализ письменных и устных инструкций, чем впоследствии тратить время на их изучение во время аварии. Не надо экономить время там, где речь идет о сохранении собственной жизни!
2. В обязательном порядке принимать участие в учебных тревогах. Огромное количество жертв кораблекрушений во многом объясняется неправильными действиями пассажиров во время спасательных операций. Что, в свою очередь, является прямым следствием легкомысленного отношения к аварийно спасательной учебе.
3. Каждый человек, находящийся на судне, должен знать, где находится закрепленный за ним спасательный жилет, и уметь обращаться с ним.
4. Каждый пассажир должен знать кратчайший путь на шлюпочную палубу. Желательно пройти этот путь многократно, освоив его до такой степени, чтобы ориентироваться с закрытыми глазами.
5. Знать на память звуковой сигнал шлюпочной тревоги (рис. 77). Сигнал «Шлюпочная тревога» — 7 коротких и один продолжительный звук — подается звонком громкого боя или судовым свистком. Сигнал повторяется несколько раз. В некоторых случаях «Шлюпочная тревога» объявляется по судовой трансляции или сиреной.

Судовые коллективные спасательные средства

К ним относятся спасательные шлюпки, надувные и жесткие спасательные плоты, спасательные плавучие приборы (рис. 78).

Типовая вместимость спасательных шлюпок от 12 до 90, в некоторых случаях до 145 человек. Спасательная шлюпка должна отвечать всем требованиям, предъявляемым Морским регистром. Сохранять положительную плавучесть при полном затоплении, иметь двигатель и вспомогательные весла, быть окрашена в оранжевый цвет, располагать полным комплектом спасательного имущества и пр.
Спуск шлюпок на воду осуществляется шлюпбалками.
ШЛЮПКА СПАСАТЕЛЬНАЯ ОТКРЫТАЯ. Изготавливается из стеклопластика или металлических сплавов, редко из дерева. Длина открытых спасательных шлюпок колеблется от 7,3 до 11,3 м. Вместимость — от 37 до 145 человек. Для повышения плавучести открытые шлюпки снабжаются встроенными или съемными герметическими воздушными ящиками из нержавеющих материалов. Объем воздушных ящиков затопленной по самый планшир шлюпки позволяет ей удерживаться на поверхности воды с полной нагрузкой — пассажирами, аварийным запасом и пр.
Открытые шлюпки приводятся в движение с помощью двигателя или вручную самими пассажирами посредством кривошипно шатунного механизма.
Все открытые шлюпки имеют тенты из двухслойного (с воздушной прослойкой) непромокаемого материала, который защищает пассажиров от воздействия холода и непогоды. Вдоль бортов шлюпки протянуты спасательные леера с деревянными или пластмассовыми ручками, за которые может ухватиться человек, находящийся в воде.
ШЛЮПКА СПАСАТЕЛЬНАЯ ЗАКРЫТАЯ. Изготавливается из стеклопластика или металлических сплавов. Длина 66 местной отечественной спасательной шлюпки — 8,5 м, а наибольшая ширина 3,05 м, высота от днища до «потолка» жесткого тента — 2,35 м. Запас топлива рассчитан на 24 часа непрерывной работы. При опрокидывании шлюпка самостоятельно возвращается в нормальное положение. Чтобы в сильный шторм избежать травм, пассажиры должны пристегнуться к сиденьям специальными привязными ремнями. Прием пассажиров в шлюпку (в том числе пострадавших на носилках) производится через специальные люки и с воды.
Кроме описанных, существуют закрытые шлюпки меньшей вместимости, а также специальные, например, танкерные шлюпки.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПЛОТЫ ЖЕСТКОЙ КОНСТРУКЦИИ. Чаще всего используются на судах речного флота.
Оболочка жестких плотов изготавливается из стеклопластика или алюминиево магниевого сплава. Камеры плавучести разделены на изолированные отсеки, которые внутри заполняются пенопластом, что позволяет плоту держаться на поверхности воды даже при повреждении оболочки. Большинство плотов снабжается съемным ветровлагозащитным тентом, устанавливаемым в рабочее положение с помощью дуг с любой стороны плота.
Жесткий металлический плот СПС 12 при габаритах 1,5 на 1,8м имеет полный вес (со снаряжением и снабжением) 180 кг. Предназначен для спасения 12 человек — два человека помещаются сверху и 10 в воде удерживаются за круговой линь.
Пластмассовые жесткие плоты СПП б и СПП 12 оборудованы ветровлагозащитным тентом и соответственно вмещают 6 и 12 пассажиров.
Самый тяжелый из жестких плотов — СПА 12, его полный вес составляет 280 кг.
НАДУВНЫЕ ПЛОТЫ. Размеры отечественных морских, и авиационных надувных плотов приведены в таблице.
При необходимости любой из плотов может принять экипаж, в два раза превышающий нормативный.
Плот спасательный надувной (рис. 79) состоит из основной камеры плавучести овальной формы, разделенной посредине на две равные по объему автономные секции. Снизу по периметру камеры плавучести прикреплено надувное днище. Две балки в виде надувных дуг поддерживают защитный тент, состоящий из двух слоев водонепроницаемого материала. Воздушная прослойка, образующаяся между слоями ткани, повышает теплоизоляционные свойства тента, уменьшает отсыревание материала. Плот имеет два входных отверстия, которые при необходимости можно закрыть с помощью двойных шторок.
Плот с наружной и внутренней сторон окрашен в ярко оранжевый цвет. На внутренней стороне тента помещены: инструкция по первоочередному обслуживанию плота, схема расположения клапанов (предохранительных, подду ва и сдува) и знаки азбуки Морзе.
Конструкция плота, расположение и назначение предметов снабжения показаны на рис. 79.

1. Водоналивная батарейка. Для приведения в действие батарейки надо выдернуть из ее корпуса изолирующие пробки. Время действия батарейки обеспечения сигнально поискового огня — 20 часов.
2. Клапаны поддува — 4 шт. Для подкачки плота ножной помпой, ручным мехом или ртом. Расположены на камере плавучести возле дуг и на днище плота.
3. Ручки на днище служат для возвращения перевернувшегося плота в нормальное положение. В качестве упора для ног используется баллон с углекислым газом.
4. Мех ручной предназначен для подкачки и полного сдува плота.
5. Контейнер со снабжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.
6. Сигнально поисковый огонь. Располагается с наружной части дуги тента. Лампочка в 2,5 вольта защищена прозрачным пластиковым колпачком. Предел видимости 1 — 4 км. Лампочка соединена мягким проводом с водоналивной батарейкой.
7. Набор внутреннего освещения. Располагается на дуге возле входа с внутренней стороны. Состоит из лампочки в защитном колпачке, вмонтированной в резиновый, герметически закрывающийся мешок, внутри которого находится водоналивная батарейка. В мешок заливается забортная вода, после чего лампочка начинает светить.
8. Пробки металлические (7 шт.) предназначены для сдува плота. Находятся на камере плавучести у входов, на центральной банке, днище и дугах тента с наружной стороны.
9. Буксировочный линь длиной 20 метров. Хранится в бухте на камере плавучести. При буксировке крепится к кольцам на наружном трапе.
10. Водосборники — наклонные желобки на наружном тенте плота, сходящиеся в центре, — предназначены для сбора дождевой воды. Сливные трубки водосборников с пробками введены внутрь плота.
11. Мешок с веслами и другим снаряжением. Крепится к камере плавучести между дугами тента.
12. Пусковой линь. При натяжении приводит в действие механизм автоматического газозаполнения плота. Он же выполняет функции страховочного линя, удерживающего надутый плот в непосредственной близости от аварийного судна.
13. Баллон с углекислым газом. Прикреплен к днищу плота с помощью специальной шнуровки.
14. Предохранительные клапаны (4 шт.). Служат для стравливания избыточного давления в баллонах при автоматическом надуве плота или его перегреве на солнце. Расположены на камере плавучести и дугах тента.
15. Черпак с поролоном. Используется для осушивания внутренних объемов плота.
16. Балластные карманы. Представляют из себя резиновые мешки прямоугольной формы, прикрепленные снизу к днищу плота. При заполнении забортной водой увеличивают остойчивость плота на волнах, уменьшают ветровой и волновой дрейф. При необходимости их можно убрать, потянув за специальные штерты, закрепленные у входов.
17. Бросательный конец с резиновым кольцом. Закреплен у одного из входов. Предназначен для подачи помощи и подтягивания пострадавшего к плоту. Бросательный конец и кольцо должны обладать самостоятельной плавучестью.
18. Внутренний трап. Облегчает подъем человека из воды. Увеличивает продольную жесткость плота.
19. Наружные леера. Предназначены для поддержания на плаву людей, находящихся в воде.
20. Наружный трап. Облегчает подъем человека из воды. К трапу прикрепляются плавучие якоря, буксировочные лини и т.п.
21. Плавучий якорь (2 шт.). Один внутри и один снаружи плота. Предназначен для уменьшения ветрового и волнового дрейфа, повышения остойчивости плота.
Отечественные надувные плоты имеют овальную форму и выпускаются в основном двух типов: шестиместный (ПСН 6) и десятиместный (ПСН 10). Кроме того, на российских судах используются круглые и многогранные плоты импортного производства.
ПСН хранятся в сложенном виде в специальном пластиковом контейнере коробе. В случае аварии плот сбрасывается на воду, где с помощью механизма газонаполнения в течение нескольких минут приводится в рабочее состояние.
Благодаря малому весу и отсутствию специальных приспособлений для спуска на воду применение плотов допустимо даже в тех случаях, когда шлюпки использовать невозможно.

Как выжить при кораблекрушении

Обычно все интересуются – как выжить после кораблекрушения, однако, более интересно – как спастись во время оного события.

Согласитесь, если удалось спастись с тонущего корабля, то выживать уже можно, тут все зависит от вас. А вот в то время, пока корабль терпит бедствие – многое может зависеть от внешних обстоятельств и этих самых обстоятельств желательно избежать.

Самым известным кораблекрушением является гибель «Титаника». Но, случай с «Титаником» не самый трагичный. Наиболее трагичным является столкновение танкера «Вектор» с пассажирским паромом «Донья Пас», особой проблемой стало то, что из танкера разлилась и загорелась нефть. Так что спасения не было и на воде. В общей сложности погибло 4375 человек, те кто оставались на борту тонущего парома задыхались от дыма, а те, кто пытался спастись вплавь – сгорали в огне.

Казалось бы – все эти кораблекрушения остались в прошлом, но это не так, не так давно затонула «Булгария» забрав с собой на дно 122 человека. Выжившие после кораблекрушения рассказывали о том, что команда корабля практически не предпринимала мер по спасению пассажиров. В общем – если хочешь спастись – то спасаться придется самостоятельно.

Для начала хочу опровергнуть столь распространенное мнение о том, что одежда тянет на дно. Нет, возможно, если вы решите плыть в бронежилете и стальных сапогах – то да, эти предметы имеют отрицательную плавучесть. Но обычная одежда намокнув не становится свинцовым грузом. Я плавал в одежде неоднократно. Не в шубе, а, скажем так – в летней одежде включая куртку. Да. намокнув одежда слегка стесняет движения, но зато она согревает, точнее, удерживает нагретую телом воду около тела.

Так что, в случае вынужденных водных процедур, когда есть подозрение, что данные процедуры затянутся до приезда спасателей, гораздо выгоднее оставаться в воде в одежде, чем раздевшись до плавок.

Ну и советы по поведению на судне.

Во первых – попав на любое судно, даже обычный речной трамвайчик, поинтересуйтесь расположением спасательных средств и изучите план эвакуации. Помните, во время кораблекрушения свет может отключится, так что лучше заранее продумать план отхода с тонущего корабля.

Во вторых – средства спасения. Не думайте, что если вы можете проплыть в бассейне пару километров, то и на реальной воде вам легко будет повторить свой результат. Шоковое состояние, стесняющее движение одежда, низкая температура воды – все это будет работать против вас. Да еще и неизвестно, что может произойти в момент катастрофы, вполне возможно, что в момент столкновения с препятствием вы не удержите равновесие и ударитесь о какой либо предмет. А много ли наплаваешь, например со сломанной рукой? Да и погода может быть ветренная, а это значит, что придется бороться с волнами.

Так что о средствах спасения лучше подумать заранее. Кстати, не лишним будет иметь в багаже свой собственный надувной спасательный жилет. Места он много не занимает, а на воде держит отлично.

Теперь про то, как попасть в воду с тонущего судна и спастись.

Наверное, вы смотрели фильм Титаник. Там люди прыгали через борт и срывались со стоящей «торчком» задней палубы.

Так вот, прыжки с высоты чреваты оглушением при ударе об воду. Вот посмотрите, что бывает при прыжках в воду.

Сам я неоднократно прыгал в воду с 10 метров, но в бассейне. При прыжке – главное войти в воду ровно ногами, голову не наклонять вперед, а то удар лицом о поверхность воды может и выбить сознание. Но, это бассейн!

В реальности – лучше использовать веревку или трап или тали.

После того, как попадете в воду, необходимо озадачится поиском достаточно большого плавучего предмета и вместе с ним отплывать от тонущего судна.

Опасаться надо не воронки (в книгах часто пишут о гигантских воронках которые образуются в момент ухода корабля под воду), а вырывающего из ушедшей под воду части корабля воздуха.

Посмотрите видео – как тонут корабли.

Видите «белую воду» около тонущего корабля? Это и есть смесь воздушных пузырьков и воды. Плотность такой смеси гораздо ниже, чем у просто воды и без запаса дополнительной плавучести в ней можно утонуть даже умея отлично плавать. Так как просто не хватит не то что сил, а просто плавучести для удержания на поверхности воды.

Вообще – лучше всего следовать правилам эвакуации и занять место в спасательной шлюпке. Это в идеале. Но, в жизни надо быть готовым к тому, что будет большая паника, 90% людей будет просто не соображая ломиться кто куда. Часть попытается бежать к шлюпкам, часть в каюты – спасать имущество, часть вообще непонятно куда. И тут, главное, сохранить ясную голову и не поддаться общей панике.

Как показывает практика – большая часть людей гибнет именно из за паники. В 90стые годы мне довелось наблюдать панику на вещевом рынке, когда там начали стрелять народ ломанулся снося столы с товаром и топча упавших. Хорошо, что ограды с одной стороны не было и толпа бежала именно в ту сторону, не возникло эффекта давки. Сам я спрятался за железобетонный столб освещения, прижался к нему спиной и переждал основной напор толпы. Жуткое, скажу вам зрелище – бегущая в панике толпа!

Ну и лучший совет – не попадайте в такие ситуации, когда вам могут пригодится навыки выживания!

Roman92 комментирует:

Занятно. Я думал за рубежом все гораздо лучше сделано, а там – так же как у нас. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Еще опасен на некоторых судах взрыв паровых котлов в момент попадания забортный воды в выхлопной коллектор (трубу)

я считаю, что в таких ситуация все надо брать в свои руки . Как говорится в поговорки ( спасение утопающих , дело рук самих утопающих ).ВСе зависит от воды , холодная или теплая . Если холодная ,то шансов мало ((

Да, ясная голова- это очень важно. Побороть панику очень тяжело. Но возможно. Еще время играет роль. Некоторые суда тонут очень быстро, некоторые нет. Но, если предстоит путешествие по воде, лучше, конечно, приготовиться заранее ко всему. Иметь в голове четкий план.

Так же интересно:

Энциклопедия выживания. Один на один с природой

Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях. В книге рассказывается о том, как выживать в дикой природе.

Чертежи ножей

В статье вы найдете 280 чертежей ножей. Все формы ножей можно скачать в одном файле.

Спасательное одеяло для выживальщика

Обзор «космического одеяла», как предмета комплектации набора для выживания. Где купить спасательное одеяло.

Оставьте комментарий