Досмотр вещей в метро: требования закона и права пассажира

Основные правила поведения в метро при авариях

Действия пассажиров при аварии в метро могут сыграть решающую роль в ликвидации последствий. Например, как только были обнаружены признаки возгорания или задымления, пассажиры должны уведомить об этом машиниста во внутренней связи.

Общие правила безопасности также гласят, что пассажиры могут попытаться потушить небольшой огонь огнетушителем. Он находится под сидением в торце каждого вагона.

Также можно использовать подручные средства: плотную ткань или питьевую воду. Помните, что для тушения можно использовать только натуральные ткани.

Синтетика быстро загорается и это лишь усугубит пожар (рисунок 1).

Если вагон наполнился дымом, нужно прикрыть дыхательные пути платком или просто рукой. Но, если огонь или дым стремительно распространяются, попытайтесь перейти в другой вагон.
Также следует помнить, что самовольно покидать вагон без команды машиниста нельзя, так как для безопасной эвакуации необходимо обесточить контрольный рельс. Кроме того, чтобы обеспечить личную безопасность в метро, нужно садиться в средние вагоны.

Они считаются самыми безопасными. Наиболее рискованной считается поездка в головном или хвостовом вагоне.

Причины аварийных ситуаций

Метрополитен считается безопасным видом транспорта, но даже в подземке могут случаться аварии. К счастью, они происходят крайне редко, так как каждый элемент метрополитена проходит несколько этапов проверки надежности и безопасности. Не менее важную роль играет и квалификация сотрудников подземки.

Чрезвычайные ситуация, которые сопровождаются пожаром, могут возникать из-за столкновения поездов или их схода с рельс, террористических актов, сопровождающихся взрывами, разрушением основных конструкций подземки, неосторожного поведения пассажиров и персонала, а также по причине стихийных бедствий (рисунок 2).

Вне зависимости от причины аварии, и сотрудникам метрополитена, и пассажирам, нужно знать, как себя правильно вести в подобной ситуации.

Как вести себя при аварии

Несмотря на все меры безопасности, предпринимаемые в метрополитене, аварии все же могут произойти, и подготовиться к ним заранее сложно (рисунок 3).

Рисунок 3. Если не поддаваться панике и правильно вести себя, можно избежать негативных последствий

Тем не менее, существует общий свод правил на случай различных непредвиденных ситуаций: пожара на станции или в самом составе, угрозе взрыва или теракта или несчастных случаев, связанных с пассажирами. Мы рассмотрим порядок действий для основных из них.

Пожар на станции метро или в вагоне

Пожар – одно из самых распространенных происшествий, из-за которого ежегодно гибнет множество людей. Чтобы не стать жертвой возгорания в метро, нужно знать, как действовать в подобной ситуации.

  1. Оповестить сотрудника метрополитена, или нажать на красную кнопку тревоги.
  2. Сразу же начинайте продвигаться к выходу, стараясь держаться подальше от толпы. На этот случай лучше заранее изучить расположение аварийных выходов на станциях, которыми вы пользуетесь чаще всего.
  3. Защитите глаза и органы дыхания от дыма. Нос и рот можно прикрыть любым предметом одежды. Если есть возможность, смочите ткань водой. Так вы защитите себя от токсичных продуктов горения.
  4. Если началась эвакуация, точно следуйте инструкциям сотрудников подземки или прибывших на место спасателей. Никакой самодеятельности – это может стоить вам жизни.

Если пожар начался в вагоне, первым делом нужно уведомить об этом машиниста. Старайтесь не паниковать и успокойте других людей, находящихся рядом. Если с вами ребенок, возьмите его на руки (рисунок 4).

Если задымление усиливается, и потушить огонь не представляется возможным, закройте рот и нос плотной тканью и перейдите ту часть вагона, которая пока не охвачена огнем и дымом. Окна категорически нельзя открывать, так как резкий приток свежего воздуха только усилит пожар.

Рисунок 4. Небольшой пожар можно потушить самостоятельно, во всех остальных случаях следует ждать спасателей

Пока дожидаетесь помощи, старайтесь сбить огонь тканью или потушить любыми жидкими веществами, кроме горючих. Ни в коем случае не нажимайте стоп-кран и не выходите из вагона, пока не разрешит машинист. Если огонь распространяется настолько быстро, что представляет угрозу для жизни, то перейдите в другой вагон через дверь или разбитое окно.

Угроза взрыва

Самым страшным происшествием в метро считается отнюдь не пожар, а угроза взрыва или сам взрыв. Помимо опасности, которую представляет сама авария, угрозу для жизни несут и сами люди, которые поддаются панике (рисунок 5).

Даже если ваш поезд остановился из-за взрыва на станции или в самом составе, ни в коем случае не паникуйте. Двигайтесь в одном направлении с толпой и не замедлять ход, поскольку любое промедление может стоить вам здоровья и жизни.

Двигаясь в толпе, согните руки в локтях и прижмите их к телу. Не оставляйте волосы распущенными: соберите их в хвост, наденьте головной убор или капюшон. При любых обстоятельствах не дайте прижать себя к стенам или колоннам, и не допускайте повреждения грудной клетки. В крайнем случае, просто отталкивайте обидчиков локтями.

Авария с остановкой поезда в тоннеле

Даже если в подземке произошла чрезвычайная ситуация, машинист электропоезда при любых обстоятельствах будет стараться довести состав до ближайшей станции. Только там пострадавшим смогут оказать квалифицированную помощь. По этой же причине в метро запрещено пользоваться стоп-краном.

Если остановка в тоннеле все же произошла, например, из-за повреждения путей или конструкции самой подземки, не покидайте вагон самостоятельно. Помните, что поезда метро работают от электричества, поэтому для безопасной эвакуации нужно обесточить контрольный рельс.

Пока этого не произошло, старайтесь не касаться металлических частей внутри вагона, так как они тоже могут находиться под напряжением (рисунок 6).

Во всем остальном полагайтесь на машиниста: он проинструктирован на случай подобной ситуации. Именно машинист обесточит рельс, включит аварийное освещение и укажет направление, по которому следует двигаться.

Действия при нахождении на платформе

Находясь на платформе, в первую очередь следует придерживаться основных правил поведения в метро. Во-первых, никогда не заходите за ограничительную черту до полной остановки поезда. Во-вторых, если на рельсы упал человек или личные вещи, не старайтесь справиться с ситуацией самостоятельно. Обращайтесь за помощью к сотрудникам метрополитена.

В остальных случаях, если возникла непредвиденная ситуация, действуйте по обстоятельствам по алгоритмам, описанным выше.

Правила поведения в метро при аварии детально изложены в видео.

Правила поведения при проезде в метро Санкт-Петербурга, определяющие права и ответственность пассажиров.

2. Настоящие Правила направлены на обеспечение безопасности перевозки, улучшение обслуживания пассажиров и обязательны к безусловному выполнению всеми лицами, находящихся на территории метрополитена.

К территории метрополитена относятся наземные вестибюли с привестибюльной территорией, подземные вестибюли с подуличными переходами, эскалаторы, пассажирские конвейеры (траволаторы), средние залы и платформы станций, подходные коридоры, подземные переходы, тоннели, вентиляционные шахты, вагоны метрополитена, площадки депо и электроподстанций.

Время начала работы станций метрополитена и прекращения впуска пассажиров, а также время окончания пересадки с линии на линию, указано на информационных справочных указателях в каждом вестибюле станций. Подробная информация о режиме работы метро

3. Пассажиры и работники метрополитена обязаны быть взаимно вежливы, бережно относиться к сооружениям и устройствам метрополитена, соблюдать чистоту, общественный порядок и требования настоящих Правил.

4.1.1. каждый проход за пределы пропускных пунктов или предъявить на контрольном пункте в развернутом виде проездной билет либо документ, дающий право на проезд;

4.1.2. провоз багажа, размер которого (сумма измерения по длине, ширине, высоте) находится в пределах от 121 см до 200 см, и длинномерных предметов (длина одной из сторон от 151 см до 220 см., а сумма двух других сторон не более 30 см.) отдельно за каждое место.

Багаж должен быть упакован, увязан, закреплен так, чтобы исключать возможность травмирования пассажиров.

4.1.3 В целях обеспечения безопасности пассажиров в соответствии с Федеральным законом о транспортной безопасности досмотру подлежат пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах.

Пассажиры, имеющие имплантированные медицинские аппараты, проходят ручной (контактный) досмотр без применения специальных технических средств. Данным лицам необходимо представить соответствующую медицинскую справку и проинформировать о противопоказаниях к досмотру с применением специальных технических средств работника метрополитена, осуществляющего досмотр.

Лица, отказавшиеся от досмотра, в зону транспортной безопасности не допускаются.

Отказ пассажира от досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности является основанием для расторжения метрополитеном договора перевозки в одностороннем порядке.

4.2. Проходить к эскалаторам (платформам) через турникеты по входу, оборудованные поворотным механизмом.

Турникеты со створками предназначены для прохода следующих категорий пассажиров при предъявлении ими действующих проездных документов:

  • – пассажиров с проездными документами на бумажной основе;
  • – пассажиров с багажом;
  • – пассажиров с детьми до достижения ими возраста семи лет.

Также турникеты со створками предназначены для преимущественного прохода инвалидов, беременных женщин и лиц преклонного возраста при предъявлении действующих проездных документов.

4.3. Немедленно сообщать дежурному по станции о падении людей, вещей или предметов на пути станции.

4.4. В случае возникновения задымлений или пожара, а также ситуаций, которые могут повлиять на безопасность перевозки пассажиров или движения поездов, немедленно известить об этом дежурного по станции или машиниста поезда по связи “пассажир-машинист”.

4.5. В случае обнаружения бесхозных вещей и предметов в вагонах и на станциях, немедленно сообщить об этом машинисту поезда по связи “пассажир-машинист”, дежурному по станции или работнику полиции и не принимать самостоятельных действий по их удалению.

  • – стоять лицом по направлению движения, держаться за поручень и не задерживаться при сходе с эскалатора, пассажирского конвейера (траволатора);
  • – в условиях увеличенных пассажиропотоков, по указанию работников метрополитена, вставать на ступени эскалатора, пассажирский конвейер (траволатор) с правой и левой стороны;
  • – держать малолетних детей за руку или на руках и следить за их поведением на эскалаторе, пассажирском конвейере (травалаторе);
  • – не заступать за ограничительную линию на ступенях эскалатора, пассажирского конвейера (траволатора);
  • – не прислоняться и не прислонять багаж к неподвижным частям эскалатора, пассажирского конвейера (траволатора);
  • – поднимать хозяйственные сумки-тележки при входе на эскалатор, пассажирский конвейер (траволатор) и сходе с него;
  • – контролировать свой багаж с целью недопущения его самопроизвольного перемещения.
  • – равномерно размещаться по длине платформы в ожидании поезда;
  • – при остановке поезда освободить место у дверей вагона для свободного выхода пассажиров.
  • – уступать места инвалидам, лицам преклонного возраста, беременным женщинам и пассажирам с детьми;
  • – не прислоняться к дверям вагона, не мешать входу и выходу пассажиров;
  • – держаться за поручни;
  • – при подъезде к станции назначения подготовиться к выходу из вагона.
  • – бесплатно провозить ребенка, до достижения им возраста семи лет при условии наличия документа, подтверждающего возраст ребенка;
  • – бесплатно провозить лыжи, монолыжи, детские велосипеды, размеры которых не превышают 160 см (сумма измерений по длине, ширине, высоте), в чехлах, детские коляски, санки, музыкальные инструменты, рыболовные удочки и мелкий садовый инвентарь, размеры которого не превышают указанных в пункте 9.6 настоящих Правил;
  • – бесплатно провозить мелких домашних животных и птиц в клетках, а также комнатно-декоративных собак и кошек в контейнерах, размеры которых не превышают 120 см (сумма измерений по длине, ширине, высоте) и исключающих самопроизвольный выход животных на территорию метрополитена;
  • – без письменного разрешения администрации метрополитена осуществлять фотосъемку на территории станций метрополитена без применения вспышки;
  • – бесплатно провозить собаку-проводника (в наморднике, на поводке и со специальным опознавательным знаком), сопровождающую инвалида по зрению, при наличии документа, подтверждающего прохождение курса обучения пользования метрополитеном инвалидов по зрению при сопровождении их собаками-проводниками.

9.1. Распивать спиртные напитки, входить на станцию и проезжать в поездах в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения.

9.2. Курить на станциях, в переходах и вагонах метрополитена.

9.3. Входить на станцию с мороженным, а также с багажом и в одежде, которые могут испачкать пассажиров, вагоны, сооружения и устройства станции.

9.4. Проходить и находится на станциях без обуви.

9.5. Проходить через турникеты со створками с действующими проездными документами на основе электронного носителя, с проездными билетами и документами, не дающими права на проезд по метрополитену, включая копии действующих проездных документов, в том числе нотариально удостоверенных, а также использовать суррогаты жетонов и осуществлять несанкционированный проход через турникеты по входу, оборудованные поворотным механизмом, разграничительные барьеры и канаты.

9.6. Провозить громоздкий багаж, сумма измерений которого по длине, ширине, высоте, а для рулона – по высоте и двум его диаметрам или осям в основании превышает 200 см, или длина которого свыше 220 см, а также любой багаж который может привести к травмированию пассажиров при транспортировке на эскалаторе, пассажирском конвейере (траволаторе) (линолеум, руберойд, металлическую сетку в рулонах, тяжелый металлический профиль, велосипеды (за исключением складных в чехлах) и т.п.).

9.7. Использовать для транспортировки багажа колесные средства, кроме хозяйственных сумок-тележек, удовлетворяющих следующим требованиям:

  • ширина обода колеса должна быть не менее 22 мм;
  • опорный штырь (при его наличии) должен оканчиваться шаром диаметром не менее 20 мм;

если в конструкции сумки-тележки используется опорная скоба, то она должна быть оснащена, как минимум, двумя шаровыми упорами или цилиндром на всю длину скобы с наружным диаметром не менее 20 мм.

9.8. Самовольно проникать в кабины вагонов, на пути метрополитена, в служебные, производственные помещения, в киоски вентиляционных шахт, тоннели и на огражденную территорию, а также другие объекты метрополитена.

9.9. Наносить ущерб зданиям, сооружениям, оборудованию вагонов, эскалаторов, пассажирских конвейеров (траволаторов) и станций.

9.10. Входить без разрешения на неработающий эскалатор, пассажирский конвейер (траволатор).

9.11. Облокачиваться и ставить вещи на поручни эскалаторов, пассажирских конвейеров (траволаторов), снимать поручни, бросать любые предметы, бежать по эскалатору, пассажирскому конвейеру (траволатору), сидеть на ступенях эскалатора, пассажирском конвейере (траволаторе) и без надобности пользоваться выключателем с надписью “стоп” на баллюстраде эскалатора, пассажирского конвейера (траволатора).

9.12. Провозить легковоспламеняющиеся, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества, предметы и жидкости, бытовые газовые баллоны.

9.13. Пользоваться открытым огнем, пиротехническими устройствами (фейерверками, петардами и т.п.).

9.14. Провозить огнестрельное оружие, колющие и легкобьющиеся предметы, лыжи и коньки без чехлов или надлежащей упаковки, а также животных, вне специальных контейнеров, размеры которых не превышают указанных в п. 4.1.2.

9.15. Засорять и загрязнять вестибюли, переходы и платформы станции, салоны вагонов, пути, эскалаторы, пассажирские конвейеры (траволаторы).

9.16. Подкладывать любые предметы на пути метрополитена.

9.17. Осуществлять кино- и видеосъемку, а также фотосъемку с применением вспышки без письменного разрешения администрации метрополитена.

9.18. Наносить любые надписи в вестибюлях, переходах станций и в вагонах поездов.

9.19. Бежать по платформам, не соблюдать направления движения, установленные информационными указателями и препятствовать организованным пассажиропотокам.

9.20. Заходить за ограничительную линию у края платформы до полной остановки поезда и после начала движения поезда.

9.21. Входить в салон вагона после объявления “Осторожно! Двери закрываются”, а также входить и выходить до полного открывания дверей вагонов.

9.22. Открывать двери вагонов во время движения поезда, препятствовать их открытию или закрытию на остановках, задерживать отправление поезда со станции, открывать автоматические станционные двери на станциях закрытого типа, препятствовать их открытию или закрытию.

9.23. Без надобности пользоваться связью “пассажир-машинист” в вагонах поездов.

9.24. Передвигаться на роликовых: досках, коньках, лыжах и всех аналогичных спортивных средствах на территории метрополитена.

9.25. Ездить на мотоциклах, велосипедах, самокатах и других подобных транспортных средствах.

9.26. Прослушивать аудиотехнику через громкоговорители, использовать средства звукоусиления и играть на музыкальных инструментах.

9.27. Осуществлять после соответствующего предупреждения посадку и поездку в поездах, следующих далее без пассажиров.

9.28. Использовать территории метрополитена без письменного разрешения его администрации для занятия коммерческой, рекламной и иной деятельностью, связанной с получением дохода, а также благотворительной деятельностью.

9.29. Осуществлять любую агитационную деятельность, адресованную неограниченному кругу лиц.

9.30. Сжигать мусор и разводить костры ближе 25 метров от всех объектов метрополитена, включая отдельно стоящие киоски вентиляционных шахт.

9.31. Подключать электрическую нагрузку к сетям метрополитена без соответствующего разрешения администрации метрополитена.

9.32. Совершать акты незаконного вмешательства.

9.33. Использовать для прохода через турникеты льготные персонифицированные проездные билеты, принадлежащие другим лицам,за исключением прохода через турникеты лиц, сопровождающих детей-инвалидов, инвалидов по зрению I или II группы, инвалидов, не имеющих обеих ног и(или) обеих рук, или с параличом двух и более конечностей, или не имеющих руки и ноги.

9.34. Оставлять багаж и личные вещи без присмотра.

9.35. Приставать к гражданам с предложениями купли-продажи, обмена, а также в целях гадания.

Нарушение настоящих Правил влечет наложение взыскания в соответствии с действующим законодательством.

После получения предупреждения, при невозможности устранения нарушения на месте, нарушитель удаляется с территории метрополитена. Удаление с территории метрополитена производится сотрудниками Управления полиции на метрополитене (г.

Санкт-Петербург) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области и работниками метрополитена при исполнении ими служебных обязанностей.

ПАМЯТКА ПАССАЖИРАМ
О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ НА СТАНЦИЯХ МЕТРОПОЛИТЕНА
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНЫХ СИТУАЦИЙ

1. При входе и выходе со станции придерживайте вестибюльные двери, чтобы не травмировать идущих за Вами пассажиров.

2. Во избежание травмирования на эскалаторе, необходимо стоять лицом по направлению движения, держаться за поручень, не прикасаться к неподвижным боковым частям и не задерживаться при сходе с эскалатора.

Маленьких детей держать за руку или на руках.

3.

Если на Ваших глазах пассажир упал на эскалаторе, или какие-либо вещи попали в элементы эскалатора, следует незамедлительно остановить эскалатор ручкой «Стоп», находящейся на балюстраде и обратиться к дежурному по эскалатору.

4.

Если эскалатор внезапно остановился, нужно чётко следовать указаниям дежурного по эскалатору.

5.

Во избежание падения на путь не заходите за ограничи- тельную линию у края платформы до полной остановки поезда.

6.

Если Вы уронили на путь какие-либо предметы, следует обратиться к работнику станции или сотруднику полиции. Категорически запрещается спрыгивать на путь и самостоятельно доставать вещи.

Вдоль платформы проходит контактный рельс с напряжением 825 В, приближение к нему, а тем более касание – опасно для жизни.

7.

Если на Ваших глазах пассажир упал на путь, необходимо незамедлительно обратиться к работнику станции или сотруднику полиции. В случае приближения поезда принять меры к остановке поезда, подав сигнал машинисту круговым движением руки.

8. В случае падения пассажира на путь между вагонами при стоянке поезда, необходимо совершить действие, препятствующее закрытию двери вагона, таким образом привлечь внимание машиниста.

Если Вы находитесь в этот момент внутри вагона – воспользуйтесь связью «Пассажир–Машинист».

9.

Если Вы упали на путь (в отсутствии приближающегося поезда) и можете самостоятельно передвигаться, быстро идите вдоль стены под электронные часы. Ожидайте работника станции, который выведет Вас из тоннеля.

10. Если при падении на путь Вы получили травму и не можете самостоятельно передвигаться или видите приближающийся электропоезд, ложитесь в углубление между рельсами лицом вниз и головой к поезду.

Находитесь в таком положении до тех пор, пока машинист электропоезда или работники станции не придут к Вам на помощь. Ни в коем случае не прячьтесь под пассажирской платформой и не пытайтесь самостоятельно выбраться с пути.

Вдоль платформы проходит контактный рельс с напряжением 825 В, приближение к нему, а тем более касание – опасно для жизни. Если Вы оказались под вагоном, не прикасайтесь к частям вагона, они могут оказаться под напряжением.

11. Если на Ваших глазах пассажиру стало плохо в вагоне, следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи «Пассажир–Машинист» и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона.

В этом случае машинист вызовет врача к ближайшей станции.

12.

Если на Ваших глазах пассажиру стало плохо на станции, следует незамедлительно обратиться к работнику станции или сотруднику полиции.

13.

Если происходят хулиганские действия в вагоне, следует незамедлительно связаться с машинистом электропоезда по экстренной связи «Пассажир-Машинист» и сообщить ему о случившемся, обязательно указав номер вагона. В этом случае машинист вызовет наряд полиции к ближайшей станции.

14. Если происходят хулиганские действия в вестибюле или на платформе, незамедлительно обратитесь к работнику станции или сотруднику полиции.

15. При обнаружении подозрительных и бесхозных предметов , не прикасайтесь к ним и немедленно сообщите сотруднику полиции или работнику станции.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице. Это может случиться в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места cхода эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

Требования безопасности при пользовании эскалатором:

• стоять с правой стороны лицом по направлению движения;

• не прислоняться к неподвижным частям эскалатора;

• не ставить вещи на ступеньки и поручень;

• не допускать падения вещей на эскалатор.

ЧС может произойти на платформе. Находясь на платформе, человек может упасть на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами.

• не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;

• при падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно.

• не пытайтесь выбраться самостоятельно, позовите на помощь;

• быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы. В этом месте машинист сделает остановку;

• в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами. Глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда, находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой, заблокировать входную дверь любым предметом, сообщить о случившемся дежурному по станции.

Если в отъезжающем поезде остались ваши вещи, запомните, в каком по счету вагоне состава это произошло, запомните номер поезда, который написан на лобовом стекле последнего вагона, сообщите об этом дежурному по станции. Информация будет передана машинисту поезда и дежурному следующей станции.

Если поезд остановился в тоннеле необходимо соблюдать спокойствие и строго выполнять все указания машиниста по громкоговорящей связи. Если в вагоне станет душно, тяжело дышать, пассажиры начнут терять сознание — разбейте окна.

Возможно, вам придется идти до ближайшей станции пешком. Не покидайте вагон, пока не будет отключена подача напряжения на контактный силовой рельс.

В случае возникновения пожара в вагоне сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона. Незамедлительно приступите к тушению огня. В каждом вагоне есть огнетушители.

3. Какова динамика количества пожаров и числа погибших на них?

4. Каковы основные причины возникновения пожаров?

6. Какие правила поведения следует соблюдать при пожаре?

7. Назовите причины возникновения природных пожаров.

8. Назовите классификацию и принцип работы огнетушителей.

13. Назовите правила безопасности при эксплуатации газовых приборов.

14. Какие действия следует предпринимать при обнаружении взрывоопасных предметов?

15. Какие правила поведения следует соблюдать при взрыве?

16. Что называется аварийно химически опасными веществами?

17. Дайте характеристику классов опасности химических веществ?

18. Какие действия следует предпринять при нахождении в зоне химического заражения?

19. Какие действия следует предпринять по сигналу «Химическое нападение»?

20. Какие действия безопасности следует предпринять при работе с химикатами?

22. Какова величина нормального радиационного фона?

23. Какое поражение может нанести людям радиация?

25. Что такое радиоактивное загрязнение? Техногенные чрезвычайные ситуации

26. Каковы особенности действия ионизирующего излучения?

27. Какие способы защиты от радиации могут быть?

29. Назовите основные причины поражения электрическим током.

30. Назовите правила электробезопасности.

31. Какова динамика смертельных несчастных случаев на транспорте?

35. Какие действия следует предпринимать человеку, если он попали в аварию?

36. Какие требования безопасности следует соблюдать на авиационном транспорте?

37. Назовите причины чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте.

38. Какие меры безопасности следует предпринимать на железной дороге?

39. Какие требования безопасности следует соблюдать на наземном транспорте?

1. крупная авария с человеческими жертвами и материальным ущербом;

2. стихийное бедствие, которое привело к изменениям в сфере обитания;

3. внезапное освобождение различных видов энергии;

4. повреждение оборудования, транспортного средства, сооружения;

1. крупная авария с человеческими жертвами и материальным ущербом;

2. стихийное бедствие, которое привело к изменениям в сфере обитания;

3. внезапное освобождение различных видов энергии;

4. повреждение оборудования, транспортного средства, сооружения;

6 По классификации к техногенным ЧС относится:

7. Какой огнетушитель при тушении пожара необходимо перевернуть?

8. Каким огнетушителем нельзя тушить приборы под напряжением?

9 Транспорт, занимающий первое место по количеству пострадавших:

2. Безопасность в общественном транспорте. 5

2.2 Железнодорожный транспорт и его опасности. 7

2.3 Особенности поведения на авиационном транспорте. 9

2.4 Безопасность на автобусе, троллейбусе и трамвае. 10

2.5 Безопасность при пользовании водным транспортом. 11

3. Безопасность при террористическом акте. 12

В условиях города, особенно крупного, причиной дискомфорта и заболеваний является множество факторов. Городская среда травмоопасна.

Особую тревогу вызывают высокий травматизм и гибель людей в дорожно-транспортных происшествиях. Современный город наполнен источниками потенциальной опасности для человека.

При неблагоприятном стечении обстоятельств общественный транспорт может ставить угрозу здоровью и жизни граждан. В последнее время участились сообщение о нечастных случаях в метро, наземном транспорте.

Несмотря на это, каждый день миллионы людей выбирают этот способ передвижения для поездок на работу, по делам и не только.

Аварийные ситуации при проезде в автобусах, троллейбусах и трамваях чаще всего возникают в результате столкновения, резкого торможения, падения с высоты, затопления салона и пожаров. В троллейбусах и трамваях, кроме того, существует опасность поражения электрическим током.

Безопасность общественного транспорта – это вопрос общей культуры пользующихся им пассажиров. При соблюдении общепринятых правил травмослучаев просто не было бы.

Цель реферата: узнать правила поведения в общественном транспорте

Общественный (коммунальный) транспорт — пассажирский транспорт, доступный и востребованный к использованию, широкой публикой. Предназначен для перевозки достаточно большого количества пассажиров одновременно и по определенным маршрутам.

– школьные и служебные автобусы, внутренний транспорт крупных предприятий и организаций, воинские эшелоны и т. п., так как они не доступны широкой публике и не востребованы ей;

– лифты и эскалаторы в зданиях и домах из-за узости предназначения (перевозка людей в пределах здания или дома);

– самолёт на практике не всегда причисляются к общественному транспорту из-за дороговизны поездки;

– роскошные заказные лимузины и иные экипажи, формально идентичные такси;

– экскурсионные автобусы, прогулочные суда и т. п. так как их функцией не является перевозка пассажира.

Метро – это огромная искусственная система, рельсовый вид общественного транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц, зачастую под землёй. Движение поездов в метро регулярное, согласно графику движения.

Отличается высокой участковой скоростью (45 км/ч и выше) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении и выше).

Линии метрополитена прокладывают под землёй (в тоннелях), по поверхности и на эстакадах.

– никогда не стойте у края платформы. Ожидая поезда, стойте у стенки (у колонны) станции (или, если нет стенок и колонн – в середине станции) до момента открытия дверей поезда. В противном случае вы рискуете попасть под колеса приближающегося поезда вследствие давки или намеренных действий, направленных против вас;

– подходите к дверям вагона только после остановки поезда и выхода пассажиров. Если в вагоне много людей, пропустите один-два поезда, чтобы не быть сдавленным толпой, входите и выходите последним;

– если поезда долго нету, или в метро давка, воспользуйтесь другими линиями метро или другим (наземным) транспортом – не подвергайте себя лишней опасности;

– увидев упавшего на рельсы человека, немедленно пошлите двух-трех находящихся рядом людей сообщить об этом дежурному по станции. Одного человека поставьте на краю платформы у выхода из тоннеля, чтобы тот подавал сигнал остановки машинисту поезда, размахивая вверх-вниз любой яркой тканью.

Если человек в состоянии сам выбраться наружу, помогите ему, следя, чтобы он не коснулся контактной шины с деревянным “пеналом” у края платформы;

– если человек не может быстро выбраться наружу при приближении поезда, крикните ему, чтобы он либо бежал вперед до конца станции, либо лег между рельсами и не вставал до отхода поезда;

– находясь на эскалаторе, исходите из того, что он в любой момент может остановиться (или провалиться), поэтому крепко держитесь за поручни;

– в поезде, если есть возможность, отдавайте предпочтение центральным вагонам, которые в случае аварии страдают меньше, чем головные и хвостовые;

Опасные зоны: эскалатор, платформа, вагон.

– нужно держаться за поручни, держать чемодан или сумку;

– нельзя бегать по эскалатору или сидеть на ступенях;

– если вы что-то уронили, не пытайтесь поднять;

– держите детей за руку при сходе с эскалатора;

– если эскалатор начал разгонятся, перескочите на соседнюю лестницу.

– будьте осторожны при посадке, так как толпа может столкнуть человека в проем между вагонами;

– обращайте внимание на оставленные сумки, портфели, свертки, игрушки, банки и другие бесхозные предметы, в которых могут находиться самодельные взрывные устройства. Немедленно сообщите об обнаружении таких предметов водителю, машинисту поезда, любому работнику милиции.

Не открывайте их, не трогайте руками, предупредите стоящих рядом людей о возможной опасности;

– помните что самодельные взрывные устройства также могут быть заложены под сиденья. Поэтому в случае взрыва ваши шансы на выживание выше, если вы стоите а не сидите (и кроме того лучше стоять в толпе, за другими людьми, которые в случае опасности станут щитом для вас).

1. Почувствовав запах дыма, немедленно сообщите машинисту о пожаре по переговорному устройству и выполняйте все его указания. Постарайтесь не допустить возникновения паники в вагоне, успокойте людей, возьмите детей за руки. При сильном задымлении закройте глаза и дышите через влажный носовой платок, респиратор или противогаз.

2. Оставайтесь на местах, пока поезд движется в тоннеле.

После прибытия на станцию и открытия дверей пропустите вперед детей и престарелых, затем выйдите сами, сохраняя спокойствие и выдержку. Сразу же сообщите о пожаре дежурному по станции и по эскалатору.

Окажите помощь работникам метро, используя для тушения огнетушители и другие противопожарные средства, имеющиеся на станции.

3. При появлении в вагоне открытого огня во время движения постарайтесь потушить его, используя имеющиеся под сиденьями огнетушители или подручные средства.

Если это возможно, перейдите в незанятую огнем часть вагона (лучше вперед) и сдерживайте распространение пожара, сбивая пламя одеждой или заливая его любыми негорючими жидкостями (водой, молоком и т.п.). Ни в коем случае не пытайтесь остановить поезд в тоннеле аварийным стоп-краном – это затруднит тушение пожара и вашу эвакуацию.

4. При остановке поезда в тоннеле не пытайтесь покинуть его без команды машиниста; не прикасайтесь к металлическому корпусу вагона и дверям до отключения высокого напряжения по всему участку.

После разрешения на выход откройте двери или выбейте ногами стекла, выйдите из вагона и двигайтесь вперед по ходу поезда к станции. Идите вдоль полотна между рельсами гуськом, не прикасаясь к токоведущим шинам (сбоку от рельсов) во избежание поражения электротоком при включении напряжения.

5. Будьте особенно внимательны при выходе из тоннеля у станции, в местах пересечения путей, на стрелках, так как возможно появление встречного поезда. Если оставленный вами поезд сдвинулся с места и нагоняет вас, прижмитесь к нише стены тоннеля. Немедленно сообщите дежурному по станции о случившемся и выполняйте его указания.

Аварии в метрополитене возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и настанциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также в результате падения пассажиров с платформы на пути.

Безопасность пассажироперевозок складывается из безопасности и надежности работы каждого из элементов метрополитена. Таковыми являются: конструкции станций и вестибюлей, устройства пассажирской автоматики, эскалаторы, туннели, пути, вагоны, устройства жизнеобеспечения, электроснабжение станций метрополитена и поездов, устройства автоматики и телемеханики.

Немаловажную роль играет и профессиональная квалификация работников метрополитена.

Пожар в вестибюле, на платформе или в поезде

Еще с конца 80-х годов все эксплуатируемые вагоны метрополитена обшиты только материалами, которые при горении не выделяют угарные газы, а в туннелях и на станциях установлены автоматические системы пожаротушения. Поэтому основными опасностями при возникновении пожара в метро будут являться: открытый огонь, задымление и паника, вследствие которой возникает давка.

Падение человека на рельсы

Опасть данной чрезвычайной ситуации заключается в том, что в момент нахождения человека на рельсах, к станции на огромной скорости может приближаться поезд. Скорость его движения настолько велика, что вовремя затормозить, увидев человека на рельсах, практически невозможно.

К тому же на железнодорожных путях метро кроме движущего состава повышенную опасность для человека представляет контактный силовой рельс, так как он находится под высоким напряжением.

Удар частями поезда человека, близко стоящего к краю платформы

На всех платформах в метрополитене есть желтая линия, за которую нельзя заходить во время ожидания поезда. Эта линия определяет безопасное расстояние, на котором человек не может быть задет выступающими частями поезда такими как зеркало заднего вида, которое устанавливается на кабине вагона поезда

Резкое торможение поезда

Резкое торможение опасно нарушением равновесия, падением и травмами от ударов о различные твердые, острые поверхности или от летящих предметов, вещей, их частей и осколков.

Падение массивных предметов на поезд (деревья, сваи, части разрушенных станций и т.д.)

Опасность будут представлять падающие предметы или элементы, которые могут нанести механические повреждения человеку: пассажир может оказаться зажат между неподвижными частями или людской массой, может удариться о твердые, острые предметы, поверхности при падении.

Автор статьи
Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

Оставьте комментарий