Способы подачи сигналов бедствия: международные сигналы

В настоящее время существует немало специальных техни­ческих средств и систем подачи и приема сигналов бедствия. Сюда относится Международная космическая система поиска аварийных судов и самолетов (КОСПАС — САРСАТ), автомати­ческие радиомаяки и другие радиотехнические системы. Широ­кое распространение получили различные пиротехнические сиг­нальные средства — сигнальные, осветительные, дымовые ра­кеты. Однако в ситуации вынужденного автономного существова­ния вряд ли эти средства могут оказаться под рукой. Поэтому необходимо рассмотреть способы подачи сигналов бедствия, осуществ­ление которых возможно без наличия специальных техничес­ких средств.

В ночное время хорошо виден костер, разведенный в укрытии. Этот вариант можно использовать в случае, если у по­терпевших имеется полиэтилен, светлая, прозрачная ткань или парашют. В крайнем случае, можно поджечь отдельно стоящее дерево, приняв меры предосторожности, чтобы избежать лесного пожара.

Подготовкой костров надо заняться сразу же, как только выполнены первые необходи­мые действия или имеются сво­бодные люди. У каждого кост­ра надо подготовить хороший запас надежной растопки и дров, укрытых на случай плохой погоды. На сильно увлажненной почве сигнальные костры надо распо­ложить на настилах из бревен. Хорошо заметны костры, разведенные на плотах, отведенных на некоторое расстояние от берега и закрепленных якорями или связанных веревками.

Дымовые сигналы наиболее эффективны в ясные и безветрен­ные дни, видны на расстоянии до 80 км. Для увели­чения количества дыма в костер нужно подбрасывать сырые вет­ки, траву (заготовленные заранее). Однако зимой и в ненастную погоду летом такой дым малозаметен. В это время года хорошо просматривается черный дым. Для этого можно использовать ре­зину, пластик или автомобильное масло.

Ночью нужен яркий костер из сухих дров. Такой костер летчик способен увидеть на расстоянии до 20 км. С земли он виден на расстоянии до 10 км.

Если по какой-либо причине удалось развести только один костер, то его рекомендуется периодически прикрывать куском ткани, густыми ветками елового лапника. Такой пульсирующий костер лучше привлекает внимание спасателей, чем постоянно горящий.

Спасателями разработана и используется Международная ко­довая таблица.

Сигналы выкладываются на хорошо просматриваемых с возду­ха местах — на полянах, незалесенных склонах холмов. Рекомен­дуемые размеры сигналов — не менее 10 м в длину, 3 м в ширину и 3 м между знаками. Для изготовления знаков можно использо­вать любые материалы, имеющиеся в распоряжении пострадав­ших. Главное требование — они должны хорошо выделяться на земной поверхности. Для выкладывания знаков пригодны предме­ты одежды, палатки, спальные мешки, спасательные жилеты и т.д. Сигнальный знак можно выкопать, снимая дерн и укладывая его перевернутым рядом с траншеей, увеличивая ширину знака.

Когда необходимо покинуть зону бедствия, используют информационные сигналы. Надо оставлять хорошо заметный знак – стрелу, указывающую направление, в котором ушли пострадавшие. Необходимо также помечать маршрут движения какими-либо знаками.

1. Назовите основные способы подачи сигналов бедствия днем, ночью.

2. Расскажите о способах подачи сигналов бедствия с помощью костров.

3. Расскажите о способе подачи сигналов с помощью зеркала.

4. Нарисуйте наиболее употребляемые сигналы Международной кодовой таблицы. Как их можно обозначить на местности?

Основные сигналы бедствия в море, способы их подачи

Сигналы бедствия на море – световые, звуковые, визуальные, радиотелефонные и радиотелеграфные знаки, означающие, что пославший их корабль (судно) и экипаж подвергаются опасности и нуждаются в помощи. К сигналам бедствия на море относятся: пушечные выстрелы или взрывы с интервалами ок. 1 мин; непрерывный звук аппаратом для подачи сигналов в тумане, красные огни, выбрасываемые ракетами или гранатами; сигнал SOS по азбуке Морзе, передаваемый по радиотелеграфу или др. сигнальной системе; сигналы, передаваемые радиобуями для указания местоположения терпящего бедствие корабля (судна) и др. Сигналы бедствия на море предусмотрены Международной конвенцией 1972 и опубликованы в “Международных правилах предупреждения столкновения судов в море” (МППСС-72, приложение IV); их запрещается применять в иных целях, кроме просьбы о помощи.

Международные сигналы бедствия на судне предусмотрены морской практикой:

  • · радиотелеграф
  • · клотиковый фонарь;
  • · прожектор.

Сигналы бедствия на судне, передаваемые по радио

Традиционный радиотелеграфный сигнал тревоги на море – это 12 последовательных тире по 4 секунды каждая с интервалом в 1 секунду. Такие международные сигналы бедствия на море передаются на частоте 500 кГц с помощью автоматического передатчика, который устанавливается на суда.

Световые сигналы бедствия на море

  • · горящие красные фальшфейеры;
  • · красные ракеты с парашютом;
  • · ракеты или сигнальные гранаты с отстреливаемыми красными звездами (сериями или поодиночке);
  • · открытое пламя на борту судна (горящий факел, горящая бочка с мазутом и т.д.).

Визуальные сигналы бедствия на судне

  • · флаг международного свода сигналов November Charlie (NC);
  • · квадратный флаг с шаром под или над ним (можно соорудить из подручных средств);
  • · оранжевые дымовые шашки.

В том случае, если никаких технических средств для передачи сигнала бедствия на корабле просто нет, их может заменить медленное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

Для того чтобы привлечь внимание с воздуха, можно использовать цветное пятно на воде или полотно оранжевого цвета с квадратом или кругом черного цвета посредине. Такие сигналы также могут быть сооружены из подручных средств.

Звуковые сигналы бедствия на корабле

  • · пушечные выстрелы или стрельба из огнестрельного оружия с интервалами в 60 секунд;
  • · непрерывный звук устройства, предназначенного для подачи предупреждающих сигналов во время тумана.

Международные сигналы бедствия на море: правила применения

Оставьте комментарий