Тема: Общие сведения по геодезии. Предмет геодезии

Конспект урока

  1. Урок посвящён изучению представлений о сторонах горизонта и ориентировании на местности.
  2. В ходе урока мы изучим стороны горизонта.

Компас; Азимут; Полярная звезда; Ориентирование; План местности; Топографическая карта; Аэрофотоснимок; Космический снимок

  1. География. 5–6 классы. «Полярная звезда» / Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. и др, издательство «Просвещение», 2018 г.

Когда мы рассказываем друзьям, в какой части леса набрали так много ягоды, то говорим, показывая рукой в сторону леса: «Там, как выйдете из поселка, так направо, затем по тропинке через овраг, потом до одинокой березы, а оттуда совсем близко, шагов через триста, начинается вырубка; надо на нее свернуть, дойти до кустов, а за ними — та самая полянка…»

Если рассказ сопровождать рисунком на земле палочкой, то объяснение становится еще нагляднее.
Хорошо, когда оба собеседника знают местность. А что делать, если надо объяснять дорогу в неизвестной местности? В таком случае нужно будет составить план местности на глаз с применением самых простых приборов.

Конечно, такой план не будет отличаться большой точностью, но этого и не требуется.

Умеете ли вы ориентироваться на местности?

Тема нашего урока: Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности.

На уроке мы узнали, что такое ориентирование на местности. Существует несколько способов ориентирования на местности: по компасу, местным признакам, растениям и животным. Компас – это прибор который помогает определить стороны света. Красная стрелка всегда показывает на юг, а синяя на север.

С помощью компаса определяют стороны горизонта или направления на местности. Выделяют 4 основных и 4 промежуточных сторон горизонта. Основные стороны горизонта СЕВЕР запад Восток юг. С права будет восток, а слева запад. Очень надёжный способ ориентирования в Северном полушарии по Полярной звезде.

Тип задания: Подстановка элементов в пропуски в тексте;

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

Местность на плане изображается на _______________ в ____________ виде без искажений с помощью __________________

Местность на плане изображается на плоскости в уменьшенном виде без искажений с помощью условных знаков.

Тип задания: Сортировка элементов по категориям

Текст вопроса: Распределите стороны горизонта по категориям

Виды ориентиров по рельефу

Любая неровность земной поверхности может быть ориентиром.

Из всех известных форм рельефа для ориентирования Удобней всего использовать возвышенные формы, они являются хорошо видимыми ориентирами.

Формы рельефа можно использовать в качестве ориентиров площадных, точечных, линейных. Большие формы рельефа, такие как: равнина, горный хребет, огромные склоны гор могут использоваться в качестве площадных ориентиров.

Нужно заметить, что плоские формы (равнины, низины, долины рек) могут быть ориентиром, но пользоваться ими менее удобно по сравнению с возвышенными.

Линейными ориентирами рельефа являются узкие долины, лощины, овраги, промоины, дюны, барханы. Они могут помочь правильно держать направление во время движения.

Мелкие формы рельефа могут быть точечными ориентирами. Ими могут быть холмы, поднятия, ямы, камни, углубления, сухие русла рек, высохшие котловины озер, высокие участки берега рек, отдельно лежащие камни и т д.

В период жаркого лета северные склоны покрыты более богатым травяным покровом, а на южном склоне травы меньше. На северных склонах гор больше хвойных лесов.

На северных склонах растет холодолюбивая растительность. На северных склонах граница лесов и снеговой линии ниже, чем на южных.

Отдельно лежащие большие камни тоже могут быть ориентирами. С северной стороны они более холодные, после дождя дольше остаются влажными. С северной стороны камни покрыты лишайниками.

С южной стороны отдельно лежащие камни теплее, после дождя быстрее высыхают. Южная часть камней суше. Весной с южной стороны снег тает быстрее.

На крупных формах рельефа прослеживается та же закономерность. Весной южные склоны быстрее освобождаются от снега.

На южных склонах гор и холмов образование проталин происходит тем быстрее, чем больше крутизна их склонов. Южные склоны гор и холмов теплее, суше, чем северные.

Они сильнее размыты весенними водами, так как стаивание снега идет более интенсивно и быстрые потоки воды размывают склоны. На них образуется больше промоин и оврагов.

На южных склонах мало дерна. Часто южные склоны покрыты травой, а северные хвойными лесами.

На южных склонах гор и холмов растут теплолюбивые и сухолюбивые растения. На каждом склоне свое растительное сообщество.

Если его изучить, то можно определить, где вы находитесь и можете легко найти направление север и юг. На южных склонах граница лесов и снеговой линии выше, чем на северных.

На территории с многолетней мерзлотой на гористой или холмистой местности на южных склонах снег тает быстрее, и грунт оттаивает глубже. На северных склонах образуются заболоченные участки. Северные склоны покрыты мхами.

Почва не одинаково прогревается с северной и южной стороны. Эта особенность может быть определенным ориентиром.

Почва с северной стороны у холмов, камней, строений, деревьев всегда более увлажнена и холоднее. С южной стороны почва более сухая и прогретая.

Ориентирами в горах являются вершины гор и ущелья, склоны гор и реки, водопады и озера, леса и луга, ледники и т.д. О влиянии постоянных ветров в горах можно судить по разрушениям горных пород, по их состоянию, по почвам, по особенностям растительности.

В горах с наветренной стороны больше разрушенных пород. Ветры делают много параллельных борозд на поверхности склонов гор, иногда образуются ниши с нависающими козырьками и карнизами из твердых пород.

С наветренной стороны ветры почвенный покров сдувают, он тонкий или отсутствует. Если горный склон обращен к морю, а с него дуют постоянные ветры, то этот склон получит больше осадков. Он будет более увлажнен. Здесь чаще случаются оползни.

Растительность на наветренных склонах обычно наклоняется в направлении действия постоянных ветров. Иногда из-за постоянных ветров кроны деревьев имеют форму флага и наклонены по направлению действия ветров.

С наветренной стороны деревянные строения быстрее изменяют свой цвет и гораздо быстрее разрушаются по сравнению со строениями с подветренной стороны. С подветренной стороны накапливается большее количество снега.

Характер склонов и их растительность являются важными признаками для ориентировки. Южные склоны часто гораздо суше и теплее и соответственно на них развивается другой комплекс растений, чем на северных склонах.

Не редко южные склоны покрыты травой, а на северных лесами. Южные склоны населены более теплолюбивыми и сухолюбивыми растениями.

В каждом горном районе есть типичные растительные сообщества северных и южных склонов. Исследуйте внимательно растительность и тогда сможете определить, на каком склоне находитесь.

В горах на южных склонах граница леса и снеговая линия в большинстве случаев выше, чем на северных.

Урок по географии в 5 классе с учетом требований ФГОС

Предварительный просмотр:

План-конспект урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.

  1. ФИО автора: Игонина Надежда Анатольевна
  2. Место работы: МОУ СОШ №2 г. Красный Кут Саратовской области
  3. Должность: учитель
  4. Предмет : география
  5. Класс: 5
  6. Тема урока и номер урока в теме: Ориентирование на земной поверхности . (урок

№ 12 в разделе №3 «Географические модели Земли.»)

  1. Базовый учебник: «География. Землеведение.5-6 классы», авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г.
  2. Цель урока: Формирование навыков ориентирования на земной поверхности с помощью компаса и по местным признакам.

Обучающая : раскрыть содержание понятий «ориентация на местности» и «стороны горизонта» ,«азимут» обучить приёмам определения сторон горизонта по компасу и местным признакам, хождению по азимуту.

Развивающая : расширить знания о приборах и способах ориентирования, выделить различие между основными и промежуточными сторонами горизонта.

Воспитательная: способствовать формированию географической культуры, развитию умения работать в группе, коллективе.

Личностные : формирование способностей ориентирования на местности;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи; умение взаимодействовать в паре и группе, работать с компасом; высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : умение применять навыки ориентирования для определения своего положения в пространстве с помощью плана местности, компаса и топографической карты.

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. Регулятивные : планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные : анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12. Тип урока: урок «открытия» нового знания.

13. Формы работы учащихся : индивидуальная, групповая, в парах.

14. Техническое оборудование : мультимедиа, атласы, компасы, транспортир.

Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности»

Приветствие учащихся. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и искать! Создание доброжелательной рабочей атмосферы, Постановка проблемной ситуации: Дом построен на юге. Объясните, в каком направлении находятся все его углы?

учителя. Вспоминают изученный ранее материал

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о земной поверхности

Использовать устную речь для аргументированного ответа

оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из

ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы

Расскажите своими словами : в жизни нам это нужно, если да, то где? ( Слайд №2)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование системы знаний об ориентировании на местности с помощью компаса, карты, знаний примет

Овладение приемами безопасности, ориентирования на местности

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач

предметов. Прочтите правила при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 4) Покажите направления на плане местности.

Как оно обычно показано? В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?Определите, как изменяется направление реки Соть.

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Каждая сторона горизонта имеет не только свое название, но и цифровое

значение – азимут. Найдите в учебнике информацию об азимуте и

слайде азимут сторон горизонта. Сформулируйте вывод: Как можно ориентироваться на местности, карте, плене?

Учащиеся в парах работают с компасом, атласом, определяют стороны

Учащиеся работают с атласом (стр. 12-15): находят и узнают информацию

Работают с учебником, картой и планом местности: определяют направления.

Учащиеся работают с учебником: находят и узнают информацию об азимуте, передают своими словами содержание

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование понятий «ориентирование», «стороны горизонта», «азимут»

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

Технически правильно выполнять двигательные действия

2.Исходное положение: сидя на стуле положить руки на пояс:

3.Исходное положение: сидя на стуле или стоя:

1-махом левую руку занести за правое плечо и голову повернуть налево;

2- махом правую руку занести за левое плечо и голову повернуть направо.

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания

Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними.

потренируемся в определении сторон горизонта. (Слайд № 6) Из

Жанейро. Какой курс должны держать пилоты, что бы не сбиться с курса? Ответ обоснуйте.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы. – Проверим знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости.

Учитель диктует согласно направлениям ( 2 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 2 – на северо-восток и т.д) Какая у вас получилась фигура ? (бабочка)

Обсуждают в группах и обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.

Учащиеся в рабочей тетради должны точками отметить значения, чтобы получилась фигура… бабочки.

Учащиеся формулируют вывод о необходимости знаний и практических умений по ориентированию на местности

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

выполнять действие по заданному образцу, правилу

Обучение навыкам коммуникативной компетентности

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.

Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный– я работал отлично, мне всё понятно
желтый– я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. (Слайд №7)

2.Составить «Синквэйн» по теме сегодняшнего урока.

заданные вопросы . Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

параграфа/ № 4 -письменно/. По желанию: Рабочая тетрадь зад.№3 стр.25(письменно) (Слайд №8)

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

На рисунке показано взаимное расположение сторон горизонта и промежуточных

направлений, заключенных между ними. Взглянув на рисунок , легко понять, что для

определения направлений на все стороны горизонта достаточно знать только одно.

Промежуточные направления используются для уточнения ориентировки, если

направление на предмет не совпадает строго с направлением на одну из сторон горизонта.

С помощью компаса можно определить направление на стороны горизонта в любое время

Сначала отмечаю, что при ориентировании на местности широко применяется компас

Адрианова. Затем рассказываю при помощи компаса его устройство.

Правила обращения . Чтобы убедиться в исправности компаса, надо проверить

чувствительность его стрелки. Для этого компас устанавливают неподвижно в

горизонтальное положение, к нему подносят какой-либо металлический предмет, а затем

убирают. Если после каждого смещения стрелка будет устанавливаться на прежнем

отсчете, компас исправен и пригоден к работе.

Для определения сторон горизонта по компасу надо отпустить тормоз стрелки и установить компас горизонтально. Затем повернуть его так, чтобы северный конец магнитной стрелки совпал с нулевым делением шкалы. При таком положении компаса подписи на шкале С, Ю, В, 3 будут соответственно.

Из долголетних наблюдений установлено, что: кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной; мох и лишайник покрывают стволы деревьев, камни, скалы с северной стороны; муравейники располагаются с южной стороны деревьев, пней, кустов; их южная сторона более пологая, чем северная; на хвойных деревьях смола накапливается с южной стороны; ягоды и фрукты в период созревания приобретают зрелую окраску с южной стороны; ветви дерева, как правило, более развиты, гуще и длиннее с южной стороны;

около отдельно стоящих деревьев, столбов, больших камней трава растет гуще с южной стороны; просеки в больших лесных массивах, как правило, прорубают строго по линии

север-юг, запад-восток; на торцах столбов нумерации кварталов лесных массивов с запада на восток; алтари и часовни православных церквей обращены на восток, колокольни на запад;

нижняя перекладина креста на церкви приподнята на север; на склонах, обращенных к югу, весной снег тает быстрее, чем на склонах, обращенных к северу; вогнутая сторона луны, на минарете мусульманских мечетей, обращена на юг.

Определение направлений на плане и карте (работа с учебником)

В каком направлении от парома на реке Соть находится плотина на реке Луч?

Определите, как изменяется направление реки Соть.

Прочтите умения при работе с географической картой (памятка ученику) (Слайд 9) Выделите

Как по карте узнать направление сторон горизонта?

Сформировать знания о способах ориентирования на местности; умение определять направления с помощью компаса; понятие «азимут» и умение его определять

Дронов В. П., Савельева Л. Е. – География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Ориентирование на земной поверхности», компас, транспортир

  1. Как люди ориентируются
  2. Азимут

Ориентирование, основные и промежуточные стороны горизонта; компас; Полярная звезда; азимут

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на земной поверхности»

Сформировать знания о способах ориентирования на местности; умение определять направления с помощью компаса; понятие «азимут» и умение его определять

Дронов В. П. , Савельева Л. Е. – География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Ориентирование на земной поверхности», компас, транспортир

Ориентирование, основные и промежуточные стороны горизонта; компас; Полярная звезда; азимут

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений, перерабатывают информацию для получения необходимого результата.

Осознают необходимость изучения окружающего мира.

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих

Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности»

Постановка проблемной ситуации: Слайд 1. Дом построен на юге. Объясните, в каком направлении находятся все его углы?

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа

Целеполагание . Создание проблемной ситуации

(«Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации. Слайд 2 – Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения?

ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где?

Подводит к формированию темы, цели урока: научиться определять стороны горизонта направления на плане и карте. Слайд 3

Вступают в диалог, проговаривают и осознают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь

1. Что такое геодезия

_______ Геодезия – это наука об измерениях на земной поверхности, выполняемых для изучения общей фигуры Земли, для составления планов и карт, для решения инженерных задач при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений.

_______ В процессе своего развития геодезия разделилась на ряд самостоятельных научных дисциплин: высшую геодезию, топографию, инженерную геодезию, аэрофотогеодезию, картографию и космическую геодезию.

_______ Высшая геодезия занимается определением фигуры и размеров всей Земли и значительных ее частей.

_______ Топография занимается измерением и изображением на планах и картах земной поверхности.

_______ Инженерная геодезия занимается вопросами геодезических работ при изысканиях, проектировании, строительстве и эксплуатации инженерных сооружений, при монтаже оборудования, при наблюдениях за вертикальными и горизонтальными смещениями инженерных сооружений и технологического оборудования.

_______ Аэрофотогеодезия занимается изучением методов и средств создания топографических карт и планов по материалам фотографирования Земли.

_______ Картография занимается изучением методов составления, издания и использования карт.

_______ Космическая геодезия занимается обработкой измерений, полученных при помощи искусственных спутников Земли, орбитальных станций и межпланетных кораблей.

_______ Геодезия имеет тесную связь с другими научными дисциплинами: математикой, астрономией, физикой, механикой, автоматикой, электроникой, географией, фотографией и черчением.

2. Предмет геодезии. Понятие о форме и размерах Земли

_______ Предметом геодезии является планета Земля . Общая площадь Земли – 510 млн. км 2 ; 71% поверхности Земли – это моря и океаны, 29% – суша. При определении положения точек земной поверхности обычно относят их к общей фигуре Земли, которую называют геоидом .

_______ Геоид – это геометрическое тело, ограниченное уровенной поверхностью.

3. Способы изображения земной поверхности. Метод проекций в геодезии

_______ На местности точки, линии, углы и контуры расположены в силу неровностей земной поверхности на возвышениях или впадинах. Так как возвышения и впадины являются пространственными формами, изобразить их на бумаге в виде плоской карты или плана достаточно непросто.

Способы изображения земной поверхности на плоскости основываются на методе проекций .

_______ При изучении действительной поверхности Земли точки местности проецируют отвесными линиями на поверхность земного эллипсоида. Так как уровенная поверхность радиусом до 20 км может быть заменена плоскостью, при относительно небольших площадях, точки местности проецируют на горизонтальную плоскость.

Положение полученных проекций точек может быть определено координатами.

_______ В результате перенесения точек на плоскость длины линий заменяют их горизонтальными проекциями, называемыми горизонтальными проложениями ; пространственные углы заменяются плоскими, и вся фигура заменяется проекцией на горизонтальную плоскость (рис. 2).

_______ Уровенная поверхность – поверхность, совпадающая с поверхностью воды в морях и океанах, которые находятся в спокойном состоянии, продолженная под материками.

_______ Зная географические координаты точки земной поверхности, можно вычислить зональные прямоугольные координаты, и, наоборот.

_______ В полярной системе координат используются полярные углы и расстояния. Подробнее эта система будет рассмотрена в последующих лекциях.
Автор статьи
Тарасов Дмитрий Тимофеевич
Мастер спорта по альпинизму. Автор научных статей на тему выживания в условиях дикой природы

Оставьте комментарий