Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Пашута Валерий Лукич
Survival in the extreme conditions of the environment as a scientic problem
The article is devoted to the actual problem of ensuring the security and survival of a mаn during his autonomous being in extreme conditions of the environment . It demands all-round consideration and search of the effective ways for its decision in connection with evidently seen reality: the higher the technical equipment of a man, the worse he is adapted for survival in the deserted areas of the Far North, in the remote deserts, at the endless areas of seas and oceans.
Текст научной работы на тему «Выживание в экстремальных условиях природной среды как научная проблема»
?констатировать, что мнения тренеров и теоретиков совпали.
Несмотря на изменение программ соревнований, и появления новых (спринтерских) дистанций государственная типовая программа для системы дополнительного образования детей: ДЮСШ, СДЮСШОР от 2003г. не отвечает существующим требованиям для воспитания спортсменов на спринтерские дистанции в лыжных гонках.
В свете изменения регламента соревнований, в частности появления спринтерской специализации, для развития способности скорости передвижения по дистанции, увеличивается доля скоростно-силовой подготовки.
Контактная информация: ann1892@yandex.ru УДК 37.013
ВЫЖИВАНИЕ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ КАК
Вячеслав Васильевич Миронов, заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Лукич Пашута, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор,
Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения безопасности и выживания человека при автономном пребывании его в экстремальных условиях окружающей среды. Она требует всестороннего рассмотрения и поиска эффективных путей для своего разрешения в связи с явно просматривающейся закономерностью: чем выше техническая оснащенность человека, тем он менее приспособлен к борьбе за выживание в безлюдных районах Крайнего Севера, в удаленных районах пустыни, в бескрайних просторах морей и океанов.
Ключевые слова: выживание, экстремальные условия окружающей среды, факторы и стрессоры выживания.
SURVIVAL IN THE EXTREME CONDITIONS OF THE ENVIRONMENT AS A
Vyacheslav Vladimirovich Mironov, the honored scientist ofphysical culture of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor,
Valeriy Lukich Pashuta, the honored scientist of the higher school of the Russian Federation, doctor of pedagogical sciences, professor Military Institute of Physical Training,
The article is devoted to the actual problem of ensuring the security and survival of a mаn during his autonomous being in extreme conditions of the environment. It demands all-round consideration and search of the effective ways for its decision in connection with evidently seen reality: the higher the technical equipment of a man, the worse he is adapted for survival in the deserted areas of the Far North, in the remote deserts, at the endless areas of seas and oceans.
Keywords: survival, extreme conditions of the environment, factors and stressors of survival.
В реальной жизни и в боевой практике войск проблема обеспечения безопасности, даже при кратковременном пребывании человека в экстремальных условиях является важной теоретической и практической задачей.
Перед людьми, которые оказались в условиях автономного существования, с
первых же минут встает целый ряд неотложных задач:
• преодоление стрессового состояния, вызванного аварийной ситуацией;
• оказание первой медицинской помощи пострадавшим;
• защита от неблагоприятного воздействия факторов окружающей природ-
ной среды в виде низких или высоких температур, прямой солнечной радиации, ветра и т.п. [2];
• установление связи и подготовка средств сигнализации [1,3].
Исследованиями установлено, что далеко не все люди, оказавшиеся в экстремальных ситуациях способны к немедленным и целесообразным действиям. Большая часть (до 75%) потерпевших, оказываются в состоянии шока, ошеломления, называемого «панической реакцией» [6], хотя по внешнему виду они остаются внешне спокойными, но недостаточно активными.
Для 12-25% характерны истерические реакции: либо в виде сильного возбуждения, беспорядочных, неадекватных обстановке действиях, либо в виде заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. Только 1025% людей способны сохранить самообладание, дать быструю оценку сложившейся обстановки, действовать быстро, решительно и рационально [7,8].
В большинстве случаев большинство людей успокаивается, адаптируется к новой непривычной обстановке и постепенно предпринимает действия, необходимые для сохранения жизни и здоровья. Эффективность этих действий будет зависеть от многих обстоятельств: физического и психического состояния людей, имеющихся запасов пищи, воды, аварийного снаряжения, имеющегося опыта противостояния стихии.
Большую роль могут сыграть и климатогеографические условия: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, окружающая растительность, наличие водоисточников и другие факторы [1,2,3,4,5].
На наш взгляд, в существующей схеме [2] присутствуют противоречивые понятия.
С одной стороны, представлены объективные факторы окружающей среды, угнетающие психику человека и воздействующие на его физическое состояние. Это физико-географические и климатические условия, в которых оказался тот или иной индивид.
С другой стороны, представлены последствия этого воздействия: страх, одиночество, физическая боль, голод, холод, жара, жажда, переутомление. Следствием этих состояний могут явиться заболевания различного характера, которые автор [2] представил как «стрессоры выживания», а это скорее «стрессоры воздействия».
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ литературы и предстоящий переход вузов, в том числе и военных, на новые Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых проблеме выживания отведена немаловажная роль, позволяют предположить дальнейший ход научно-исследовательской работы в этом направлении.
Выживание должно быть поставлено в повестку дня как научная, учебная и практическая проблема подготовки военнослужащих. С этой целью необходимо: тщательно рассмотреть особенности профессиональной деятельности военнослужащих, для которых характерно проявление экстремальных ситуаций; изучить факторы риска, проявляющиеся в профессиональной деятельности военнослужащих различных специальностей; дать методологическую оценку степени изученности проблемы в историческом аспекте по данным отечественных и зарубежных источников; изучить опыт подготовки специалистов других силовых ведомств страны; выявить роль физической подготовки и ее влияние на повышение факторов выживаемости военнослужащих в
Следующим шагом в разрешении проблемы должна стать разработка концепции системы подготовки специалистов Военного института физической культуры по обучению военнослужащих выживанию в экстремальных ситуациях окружающей среды. Это тем более важно, что в новом Государственном образовательном стандарте в дипломе выпускника ВИФК вместо специальности «Физическая культура» будет включена специальность «Служебно-прикладная физическая подготовка», а в учебном плане, появится новая дисциплина «Выживание и военно-специальная подготовка», функционирующая во вновь созданной одноименной кафедре ВИФК.
Разработке концепции построения системы многоуровневого образования и обучения военнослужащих выживанию в экстремальных ситуациях должны предшествовать научные изыскания по рассмотрению теоретических основ выживания в различных климатогеографических зонах и условиях окружающей среды; выявлению общих и частных закономерностей адаптации военнослужащих к разнообразным экстремальным ситуациям; обоснованию нормативно-правовых и организационных основ подготовки специалистов по выживанию.
Предложенные выше меры должны послужить содержанием для реализации очередного этапа исследования, связанного с опытно-экспериментальным обоснованием системы многоуровневого образования и обучения военнослужащих выживанию в экстремальных условиях окружающей среды. Для этого целесообразно рассмотреть особенности организации обучения вопросам выживания в частях ВВС, в разведывательных подразделениях, частях специального назначения, а также в вузах ВМФ, МЧС и в ВИФКе, по вновь введенной учебной дисциплине.
Становление и развитие системы подготовки специалистов по обучению выживанию должно сопровождаться разработкой и апробацией технологий обучения, критериев эффективности функционирования системы и составляющих ее компонентов, опытной проверкой качества управления ими. При этом в поле зрения необходимо держать перспективы дальнейшего совершенствования системы подготовки специалистов данного профиля.
Рассмотренная нами проблема выживания, незамедлительно требует серьезного методологического и нормативно-правового обоснования, теоретической проработки и проектирования технологий обучения и воспитания, которые позволят готовить специалистов по обучению способам выживания в экстремальных условиях окружающей среды для различных контингентов населения.
2. Волович, В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды / В.Г. Волович. – М. : Мысль, 1983. – 41 с.
3. Ильин, А.А. Книга, которая спасет вам жизнь / А.А. Ильин. – М. : Эксмо,
Контактная информация: sga181054@yandex.ru
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ ИНТЕНСИВНОГО РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Краснодарский университет МВД России (КУ МВД России)
В статье представлены данные, характеризующие динамику уровня физической подготовленности учащихся начальных классов в годичном цикле на основе срезовых (в начале и по окончании учебного года) обследований младших школьников. В результате исследования установлены сенситивные временные периоды для развития физических качеств детей 7-10 лет.
Ключевые слова: младшие школьники, возрастные периоды, физическое развитие.
AGE PERIODS OF THE INTENSIVE DEVELOPMENT OF MAIN PHYSICAL QUALITIES OF ELEMENTARY SCHOOLS JUNIOR PUPILS
Alexey Vladimirovich Perkov, the competitor,
Krasnodar University of Internal Affairs of Russia
The paper presents the data of experiments and investigations characterizing the dynamics of the level of physical preparedness of junior pupils during annual cycle. They were received on the basis of examination of younger pupils at the beginning and at the end of a school year.
Sensitive time periods for the development of physical qualities among children aged 7-10 were found as a result of the investigation.
Keywords: junior schoolchildren, age periods, physical development.
Одной из фундаментальных проблем теории и методики физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ является дидактически аргументированные построения процесса развития физических качеств [2,5,9,11,12]. При этом большое значение имеют научно обоснованные данные о периодах возрастного развития детей 7-10 лет, наиболее благоприятных для организации целенаправленных педагогических воздействий для акцентированного формирования физического статуса учащегося [4,7].
Несмотря на значительное количество публикаций по этой тематике, многие ученые и практические работники тождественны во мнении о необходимости углубления имеющихся научных фактов и аргументов, подтверждающие сенситивный характер того или иного возрастного отрезка в онтогенетическом периоде младших школьников обоего пола в контексте развития физических качеств [1,3,4,8].
Целью исследования являлось уточнение сроков благоприятных периодов повышения уровня физической подготовленности младших школьников, дифференцированных по полу и возрасту.
Уровень физической подготовленности определялся с использованием контрольных упражнений на основе модифицированной системы Еврофит [1,3].
В исследовании использовались интегральные показатели, сформированные на основе разработанных пропорциональных шкал и обобщенно характеризующие уровень развития физических качеств [6,10].
Организм человека обладает иммунитетом, т. е.
способностью противостоять некоторым серьёзным заболеваниям. Однако, например, от дизентерии и малярии иммунитет не защитит.
Порой единственным средством уберечься от «заразы» в походе или экспедиции является соблюдение правил личной гигиены. Верное средство защиты от большинства болезнетворных микроорганизмов — чистота.
Мойте руки, лицо, ноги (а лучше всё тело) как можно чаще, желательно горячей водой с мылом.
В природе можно найти заменители обычного мыла. На лугах, лесных опушках и в долинах рек встречается растение, называемое в народе собачьим мылом или мыльнянкой. Это невысокое (30—50 см) растение семейства гвоздичных легко узнать по продолговатым листьям и белым цветкам, собранным на вершине стебля пучками по пять — семь штук.
Если корень мыльнянки, высушенный и измельчённый, смешать с водой, получится хорошая пена. Только не нюхайте, а тем более не пробуйте на вкус: она токсична. Опытные таёжники в качестве мыла используют гриб-трутовик (внутреннюю часть), который растёт на стволах лиственницы. Не дают пены, но хорошо отмывают грязь ягоды бузины.
Следите за одеждой: нижнее бельё и носки должны быть сухими и чистыми. Если возможности постирать вещи нет,
ежедневно вытряхивайте одежду, просушивайте её на солнце.
Регулярно чистите зубы. Мыло или соль с водой с успехом заменят зубную пасту.
Подойдёт и толчёная древесная зола из кострища (кстати, она обладает прекрасными бактерицидными свойствами). Можно добавить в такой самодельный порошок высушенные и измельчённые листья мяты: они придадут ему приятный вкус и запах.
Если вы забыли зубную щётку, не беда. Возьмите молодую веточку ели, сосны или липы, разомните зубами один конец — и щётка готова.
В крайнем случае чистите зубы пальцем, чистым, конечно. После еды по возможности тщательно полощите рот водой.
Почему столько внимания мы уделяем именно зубам? Некоторые люди, к сожалению, и дома пренебрегают этой процедурой, а здесь их призывают следить за красотой зубов в лесу. Однако дело не в красоте и даже не в запахе изо рта.
Известно ли вам, что в 1 мл слюны содержится примерно 10 млрд микроорганизмов: бактерии, вирусы, грибки, у многих — вирус герпеса. Со слюной и пищей мы эти микроорганизмы проглатываем.
В 1 г зубного налёта насчитывается около 100 млрд микроорганизмов. Все эти «паразиты» терпеливо дожидаются своего часа.
Их сдерживают защитные силы организма. Но стоит появиться кариесу или воспалиться десне… Вскоре начинают происходить крайне неприятные вещи.
У кого-то разрастаются «колонии» стафилококков, которые вызывают гнойно-воспалительные заболевания. Может активизироваться вирус герпеса — на слизистых оболочках губ, носа, щёк высыпают так называемые лихорадки.
По данным разных исследователей, невылеченные зубы провоцируют от 40 до 80 самых разнообразных болезней. И первые в этом списке — сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания, ревматизм, эндокринные нарушения и др.
Чтобы предупредить кишечные заболевания, нужно соблюдать несколько правил. Прежде всего, не пейте сырую воду.
Ещё в Древней Индии понимали важность этого требования. «Следует очистить загрязнённую воду, кипятя её, выставляя на солнце либо охлаждая в ней раскалённое докрасна железо.
Воду можно фильтровать, пропуская через гравий и песок…» — гласит трактат, написанный 4 тыс. лет назад.
Если прокипятить воду нельзя, бросьте в неё кристаллы марганцовокислого калия, пантоцид, таблетки или порошок активированного угля. Обеззараживают воду и растения — бузина, кора ивы, листья сирени, черёмухи.
Обязательно мойте или чистите фрукты. Не рекомендуется долго хранить продукты. По возможности кипятите посуду. Не забывайте закрывать еду от мух.
Важно содержать место стоянки в чистоте. Если вы разбили лагерь на несколько дней, для туалета выройте неширокую, но глубокую траншею (ноги удобно ставить по обе стороны).
Основы выживания в чрезвычайных ситуациях
Знание основ выживания является необходимым элементом для сохранения своей жизни в природе. Ведь не зная, как себе вести в той или иной ситуации, спастись будет очень сложно. Самыми распространёнными являются случаи, когда человеку нужно выживать при холоде, голоде и жаре. Очень полезно знать, как правильно вести себя в таких условиях.
Способы добычи воды и пропитания
Нахождение воды является одной из главнейших задач для выживающего человека, поскольку без воды ни один человек долго не проживёт. Но добыть воду мало, нужно ещё уметь очистить её и продезинфицировать, чтобы ничем не заразиться. К счастью, существует множество простых способов сделать это.
Добыча пропитания также очень важна. Разумеется, многие слышали, что человек без еды может прожить и несколько недель, и даже месяц. Вот только каковы будут его физические возможно после столь длительного голодания?
Чем быстрее человек сможет найти еду в природе, тем больше у него будет сил для выживания в диких условиях окружающего мира.
Сооружение укрытия
Умение построить временное укрытие является очень важным навыком в деле спасения себя любимого в диких условиях природы. Даже самое хлипкое и ненадёжное укрытие способно защитить от непогоды, что особенно важно ночью, поскольку температура заметно падает.
Также оно поможет защититься и от доставучих насекомых, что имеет большое значение в лесах летом и осенью.
– Укрытие из снега. Автор фото – David J, ссылка на оригинал (фото было изменено).
Изготовление самодельного оружия
Изготовление самодельного оружия или орудий труда является одним из тех навыков, которые могут существенно облегчить выживание в природе. Необходимо это и для добычи пропитания, и для защиты от зверей.
Многие животные заметно сильнее человека, поэтому при встрече с ними шансов выжить было бы не очень много, если бы не умение изготавливать оружие.
Это является тем знанием, которое способно уравнять людей даже с самыми свирепыми хищниками.
Природные опасности
В природе нашего мира существует множество опасностей, подстерегающих человека, буквально, на каждом шагу! Это и различные ядовитые растения, и мелкие насекомые, которых особенно много в лесистой местности, и опасные животные. Уберечься от всех этих опасностей является непростой задачей, но это всё же возможно.
Необходимо лишь знать, как правильно себя вести, и все свои поступки совершать с оглядкой на эти знания.
– Способы защиты от клещей. Автор фото – stachelbeer, ссылка на оригинал (фото было изменено).
Оказание первой помощи
Умение оказать первую помощь применимо не только в природе, но и в обычной жизни. Ведь довольно часто случается так, что пострадавшим людям требуется срочная медицинская помощь, но оказать её некому.
Ведь скорой помощи нужно время, чтобы добраться до места. Человек, обладающий навыками оказания первой помощи, может спасти пострадавшего, как минимум, помогая ему дожить до приезда врачей.
А вот оставшись наедине с природой, и получив какую-нибудь травму, надеяться на приезд врачей не стоит. И тут умение оказать себе помощь самостоятельно неоценимо.
Ориентирование
Ориентирование на местности не является обязательным условием для выживания. Но иногда это всё же может оказаться решающим фактором.
Например, если вы заблудились и вам необходимо найти выход из дремучего леса. Да, вы можете не знать, в какой стороне он находится, зато, умея определять стороны света, вы можете постоянно двигаться в одном направлении.
В таком случае, рано или поздно вы выберитесь из леса.
Кратко об угрожающих факторах
- Жажда. Необходимо помнить, что человек без воды продержится не более трех дней. Таким образом, добыча воды всегда становится одной из первостепенных задач.
Исходя из этих факторов, выживающему необходимо выстроить для себя в голове план выживания. Какая бы ни была причина того, что пострадавший остался отрезанным от цивилизации – в первую очередь, он всегда должен попытаться определить свое местонахождение.
Идеальным вариантом будет наличие карты и компаса, что при внезапной ЧС маловероятно.
Если рядом есть естественные укрытия или сломанные транспортные средства, разбитый самолет и так далее, то пострадавшему рекомендуется остаться на этом месте. Двигаться дальше стоит лишь в 2 случаях:
1) пропавшего в ближайшее время искать не будут;
2) пропавшему точно известно, как добраться до населенного пункта или лагеря.
При невозможности определить свое местоположение на местности необходимо осмотреться с наиболее удобной и высокой точки (холма, дерева). Обнаружив признаки цивилизации или водоем, следует выдвигаться к цели.
Если вокруг слишком однородная местность, то лучше остаться на месте и приступить к иным способам выживания. Сперва нужно понять, что выгоднее сделать в первую очередь.
Если скоро закат, то стоит приступить к сооружению укрытия. При низких температурах есть смысл начать свои действия с разведения огня.
Если дело обстоит утром и в летнее время, то можно заняться обеспечением воды (поиск, очистка, обеззараживание). Каждое действие должно быть логическим и последовательным.
Универсальный план выживания
Необходимо понимать, что, по большому счету, в условиях угрозы для жизни ничего универсального быть не может. Тем не менее, существуют некоторые основополагающие истины.
Элементы выживания вмещают в себя следующие понятия: пища, укрытие, огонь, вода, местонахождение и медицина. Для расстановки их приоритетов используется некая аббревиатура с говорящим названием: ПЛАН.
Неважно, в какой точке планеты находится выживающий, приоритетность неизменна – будь то пустыня Гоби, джунгли Амазонии, Тихий океан или просторы Арктики.
П – протекция (защита)
В интересах человека, терпящего бедствие, обеспечить собственную защиту от агрессивной среды. Для этого нужно использовать все подручные средства, но без необходимости не делать «лишних движений». Всегда нужно помнить о целесообразности усилий. Предпочтение следует отдать организации укрытия и разведению огня.
А – адаптация (провиант)
Ожидая помощи, следует постоянно вести поиск новых источников пищи и воды, аварийные запасы стоит употреблять только при крайней необходимости. Такой способ выживания можно охарактеризовать так: «сохранить и приумножить».