туристические узлы материал ( класс) на тему
Предварительный просмотр:
Для преодоления препятствий (спуски, подъемы, переправы, траверсы и т.д.) в путешествиях, особенно горных, применяются веревки, карабины, страховочные системы и различные узлы. Каждому туристу важно знать, как вяжется и где применяется тот или иной узел. Узлы можно классифицировать по их назначению.
1. Узлы для связывания веревок одинакового диаметра: «прямой», «ткацкий», «встречный», «грейпвайн».
2. Узлы для связывания веревок разного диаметра: «академический», «брам-шкотовый».
3. Узлы для страховки (незатягивающиеся петли): «простой проводник», «восьмерка», «серединный австрийский проводник», «двойной проводник».
4. Узлы для привязывания веревок к опоре: «удавка», «булинь», «стремя».
5. Вспомогательные узлы: «схватывающий», «стремя». Узел «стремя» может применяться в двух случаях, но способы вязки будут разные.
«Прямой» узел можно вязать двумя способами.
1. Одной веревкой делается петля (рис.
54, а), а второй веревкой необходимые обороты, чтобы получить узел, как на рисунке 54, б. Ходовые концы должны быть длиной 15—20 см, чтобы можно было завязать контрольные узлы (рис.
Ходовые концы должны выходить либо только сверху, либо только снизу.
2. Две веревки накладываются друг на друга и завязываются два простых узла в разные стороны (рис. 54, в, г). Если узлы завязаны в одну сторону, то получается «бабий узел» (рис. 54, д ). Далее на концах завязываются контрольные узлы (рис. 54 ).
Берем две веревки одинакового диаметра, на конце одной вяжется простой узел (рис. 56, а), затем второй веревкой навстречу ходовому концу первой веревки полностью повторяем узел, чтобы он получился двойным и ходовые концы выходили в разные стороны (рис. 56, б). После этого узел затягивается, контрольные узлы обычно не вяжутся (рис. 56, в).
Две веревки одинакового диаметра накладываются друг на друга, завязывается как бы двойной контрольный узел с одной стороны (рис. 57, а), затем то же самое с другой (рис. 57, б). Узлы стягиваются (рис. 57, в). Контрольные узлы не вяжутся. Правильный рисунок узла показан на рисунке 57, г.
Берем две веревки разного диаметра, из более толстой веревки делаем петлю, а ходовым концом тонкой обкручиваем ее так, как показано на рисунке 58, а, б. Затем узел затягивается, расправляется, и на обоих концах вяжутся контрольные узлы (рис. 58, в).
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (рис. 60, а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (рис. 60, в).
Узел вяжется на одной веревке. Веревка берется за середину, затем поворотом на 360° из нее складывается восьмерка (рис.
62, а), вершина которой опускается вниз и протаскивается, как показано стрелкой на рисунке 62, б, чтобы вышла петля. Для того чтобы получился правильный узел (рис.
62, в), нужно растянуть концы веревки в разные стороны. Контрольный узел не вяжется.
Узел «двойной проводник», или «заячьи уши»
63, а), затягивается (рис. 63, в) и завязывается так, чтобы она развязалась, если дернуть ее за петлю.
В том случае, когда «пустышка» будет завязана наоборот, узел «двойной проводник» не получится. Затем нижняя петля проносится, как показано стрелкой на рисунке 63, б, чтобы через нее прошли Две верхние петли, и стягивается за верхние петли к узлу (рис.
63, в).
Узел вяжется одной веревкой вокруг опоры. Опора относится сначала ходовым концом, который служит для прикрепления веревки, а затем ее рабочим концом, которым непосредственно пользуется турист (рис.
64, б). Затем узел затягивается.
Узел вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Ходово: конец веревки обносится вокруг опоры, затем вяжется так, как показано на рисунке 65, а.
Если узел «стремя» используется при прикреплении к опоре, он затягивается как можно сильнее, а контрольный узел вяжется как можно ближе к опоре.
Узел «стремя» может применяться как точка опоры для ноги при подъеме из трещин. Он удобнее «проводника» и «восьмерки», потому что легче развязывается и его можно завязать даже одной рукой (рис. 66, а, б).
Вяжется одним концом веревки вокруг опоры. Отступив от края веревки нужное расстояние, делают петлю поворотом веревки на 180° по часовой стрелке, затем опора обносится ходовым концом (на рисунке показано крестиком) и конец продевается в образовавшуюся петлю (рис.
67, б). Узел затягивается и завязывается контрольный узел (рис.
67, в).
«Булинь» может быть завязан и другим способом, с помощью «пустышки». Для этого вместо петли завязывается «пустышка» так, чтобы она развязывалась при рывке за рабочий конец, а не за ходовой.
Затем он проносится в петлю «пустышки», и при натягивании рабочего конца петля «пустышки» вместе с ходовым концом проходит через узел (рис. 68, б).
На получившемся узле «булинь» остается только завязать контрольный узел (рис. 68, в).
Узел завязывается репшнуром (6 мм) на основной веревке (диаметром 10—12 мм). Репшнур складывается пополам, им обносится веревка (рис.
69, а, б). Затем операция повторяется (рис.
69, д). Контрольный узел не нужен, если репшнур предварительно завязан в петлю узлом «встречный» или «грейпвайн».
Иногда «схватывающий» узел завязывается одним концом репшнура. Веревка обкручивается одним концом репшнура два раза в одну сторону, затем в другую (рис. 70, а, б, в). Затем узел затягивается, распрямляется и обязательно закрепляется контрольным узлом (рис. 70, г).
Этот узел можно использовать при завязывании узлов «булинь» и «двойной проводник», а также как самостоятельный узел (например, при затягивании верха рюкзака). Он быстро и легко развязывается, если потянуть за концы в разные стороны.
Этот узел служит для связывания веревки после того, как она будет сбухтована (рис. 72).
Узел является разновидностью «схватывающего» и может применяться в тех же целях. За карабин узел можно вести вниз и вверх, а при резком рывке узел затягивается. Он легко развязывается после снятия нагрузки.
Узел применяется для привязывания веревки к опоре. Применяется, когда веревку необходимо сдернуть после спуска, например.
На конце веревки завязывается «восьмерка», в нее вщелкивается карабин (рис. 74, а), затем
веревка обносится вокруг опоры и карабин вщелкивается в рабочий (нагрузочный) конец веревки. Муфта карабина закручивается, и узел затягивается (рис. 74, б).
А потому каждый серьезный походник должен знать, как вязать узлы на веревке. И не простые, а туристические веревочные узлы на все случаи жизни.
И начнем мы с того, что разберемся, как завязать самый простой узел.
к содержанию ↑Вяжем прямой узел
Завязать прямой узел очень просто, однако он предназначен для тех случаев, когда от него не зависит чья-то жизнь. Т.е.
для страховки он не подойдет, потому как, может развязаться, соскользнуть. При завязывании прямого узла требуются, так называемые, контрольные фиксирующие узлы.
Т.е. если вам нужно быстро связать две веревки одинакового диаметра для нетяжелых грузов, прямой узел подойдет как нельзя лучше.
Туристские узлы: проводник, швейцарский проводник, восьмерка
Как правильно завязать узел проводник и восьмерка? Отличия при их завязывании незначительные. Они предназначены для создания прочной петли, используется в страховочной системе скалолазов.
Как вязать узел булинь?
Узел булинь является не менее популярным в туризме, чем проводник. Связано это с тем, что он многофункционален и надежен.
Наши инструкторы в турах в горный Алтай особенно любят этот узел. Однако для серьезных случаев с повышенной нагрузкой требуется контрольный узел.
Используется булинь при необходимости обвязать веревку вокруг опоры, для связывания двух веревок, для создания незатягивающейся петли.
к содержанию ↑Схватывающие туристические узлы: узел Пруссика
Он незаменим для туристов и альпинистов. Однако перед тем как завязать узел Пруссика убедитесь, что все его составные части расправлены, иначе он может скользить по веревке.
Пиратский узел: быстроразвязывающийся
Как завязать ткацкий узел?
Ткацкий узел используется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Состоит он из ряда страховочных узлов и, поскольку имеет тенденцию сползать, требует дополнительно контрольных узлов.
Как вязать шкотовый узел?
Что делать, если нам нужна одна длинная веревка, а у нас есть лишь куски веревок разной толщины? Для этого нам понадобится шкотовый узел. Он подходит для постоянных нагрузок, т.е. при отпускании может развязываться.
Усиленный вариант шкотового – брамшкотовый узел (тонкая веревка наматывается).
Сколько стоит съездить в Крым
Где провести корпоратив?
Одна из главнейших ценностей компании – это слаженный коллектив. Рано или поздно, любой хороший руководитель приходит к пониманию, что высококлассные специалисты и надежные сотрудники, умеющие работать в команде и понимать друг друга.
Что нужно знать девушке, отправляясь первый раз в поход
Ремонт снаряжения в путешествии. Как собрать ремкомплект в поход?
Какое снаряжение может сломаться в походе? «Если вы не можете починить вещь с помощью скотча, значит у вас просто мало скотча!» — истина, к которой мы еще не раз вернемся. А если без шуток, то от поломки снаряжения в.
Самый полный обзор туристических узлов от экспертов отрасли. Большая подборка и ответы на частые вопросы.
Собираясь в поход, важно не только правильно собрать вещи и упаковать их. Есть ряд знаний и умений, которыми должен заранее овладеть каждый участник путешествия. Туристические узлы занимают одно из первых мест в списке необходимых навыков. Их просто изучить по схемам с пошаговыми пояснениями.
Ниже приведены основные названия туристических узлов, их виды и способы вязки.
к содержанию ↑На веревках одинаковой толщины
Самые простые узлы, которые потребуются путешественникам.
Геркулесов (прямой)
Туристическое крепление, не предназначенное для большой нагрузки. Используется для удлинения канатов и тросов.
- Два конца веревки переплетают.
- Из верхнего конца формируют петлю.
- В нее протягивают нижний конец.
- Должно получиться подобие восьмерки, ее аккуратно стягивают натяжением с двух сторон.
- Короткие концы оказываются друг напротив друга.
Если планируется затем развязать его, то в восьмерку вставляют палку.
- Не используется для применения на переправах или при страховке. При больших нагрузках ползет и развязывается.
- Не используется на скользких синтетических тросах и канатах без контрольных дополнительных креплений.
Для использования требуется тренировка техники вязания, потому что при ошибках он может самораспуститься.
к содержанию ↑Кроме знания техники вязания туристических узлов, нужно внимательно отнестись к областям их применения. Знание свойств креплений поможет избежать дорогостоящих и даже трагических ошибок.
Рифовый
Широко известен – это обычный бантик. Отличается простым исполнением и мгновенным развязыванием.
- При завязывании вытягивается бантик только с одного конца.
- Двойной рифовый получается при вытягивании бантика с двух сторон.
Скользкая синтетика для этого типа крепления не подходит.
к содержанию ↑Эти два вида узлов – самые простые среди туристических креплений по способу вязки. Их используют для упаковки багажа, скрепления свертков, парусов.
Встречный проводник (ленточный)
Надежный способ соединения строп, ремней. Этот туристический узел отличается довольно сложной техникой вязки, но прочен и выдерживает нагрузки. Этот вид крепления завязывается из веревки и ленты, используется для разных диаметров.
- Два конца располагают на плоскости.
- Основной завязывается простым узлом.
- Второй протягивают в получившуюся петлю и располагают параллельно всем ее изгибам. Это нужно сделать очень аккуратно.
- Получившуюся двойную петлю постепенно затягивают максимально.
Если связываются стропы, то обходятся без контрольных креплений, но в других случаях их укрепляют.
к содержанию ↑Вязание туристических узлов в этой технике требует четкого понимания применения. Под нагрузкой они стягиваются так, что развязать их практически невозможно.
Рыбацкий (лесной, ткацкий, булинь)

- Две веревки располагают напротив друг друга.
- На одном конце делают простой узел.
- Второй конец протягивают сквозь него, затем разворачивают в обратную сторону с захватом первой петли.
- Завязывают простой узел.
- Получается конструкция из двух пересекающихся петель с простыми креплениями. Ее аккуратно стягивают.
- На концах делают контрольные крепления.
к содержанию ↑Узел такой вязки выполняется просто, но не выдерживает высоких нагрузок. Применяется не только в туризме, рыбаки часто связывают этим способом лески.
Брам-шкотовый
Усиленный вариант предыдущего варианта. Как видно на схеме, завязывается сложнее. Может применяться для присоединения жесткого троса. Выдерживает рывки, смену направления тяжести, требует постоянной нагрузки.
- Толстую веревку кладут петлей, закрепляют ее.
- Вторую протягивают сквозь нее.
- Дважды обводят вокруг основания петли и протягивают еще раз под основной частью той же веревки.
- Еще раз обводят вокруг основания и протягивают через пространство между петлей и второй веревкой.
- Получившуюся конструкцию стягивают, расправляя петлю.
- На концах сооружают страховочные узлы.
Этот вариант допустим для синтетических тросов.
к содержанию ↑Академический
Под этим названием используются два морских узла, которые успешно используются для сухопутного туризма.
- натянутых жестких тросов
- каната (обычного и эластичного) с веревкой.
- Две веревки кладут одна на другую, переплетают между собой – каждый конец по одному разу.
- Оба конца выводят вверх.
- Еще раз переплетают по той же схеме, двигаясь во встречном направлении.
- Затягивают, готовый узел похож на косичку.
Подходит для синтетических и обычных тросов, можно связать лески, стянуть объемные тюки.
Академический туристический узел
Усложненный вариант предыдущего крепления, применяемый в туризме для более ответственных креплений. Техника вязки легко воспроизводится по схеме.
- Конец более толстой веревки кладут открытой петлей.
- Тонкую протягивают в петлю, обводят вокруг ее основания.
- Затем перекрещивают с основной частью той же веревки.
- Затем выводят обратно из петли и затягивают.
- С двух сторон делают страховочные узлы.
Идеальный вариант для прикрепления к опоре. Для сооружения переправ его использовать запрещено.
Что нужно сделать, чтобы узел не перетерся?
Перед затягиванием его смачивают. Это делает его более плотным и предохраняет быстрого истирания.
Как дополнительно закрепить скользящие узлы на опоре?
Для усиления можно использовать шлаги. Веревка накладывается на опору и делается петля простым пересечением, повторяется несколько раз.
Что это такое?
Туристический узел – способ соединения веревок, лент и другого перевязочного материала, в основе которого лежит их связывание или переплетение. К узлам, используемым в туризме, предъявляются определённые требования: они должны быть простыми как для запоминания, так и по способу завязывания, но при этом надёжными и также легко развязываться при необходимости.
Сферы применения
Узлы являются неотъемлемой составляющей жизни туриста, а сферы их применения довольно разнообразны и зависят от условий, в которых он оказывается, отправляясь в очередной поход или путешествие. Но вот список возможных применений узлов в путешествиях:
- при наращивании верёвок;
- при установке палатки;
- для преодоления водных преград;
- для фиксации предметов;
- для рыбной ловли;
- при устройстве дней отдыха и постирушек (нужно же устроить верёвку для сушки белья);
- для спуска с высоты;
- при сборе дров или хвороста для костра;
- для страховки при движении группой по горной местности или слабому льду, болоту.
Четкого разграничения узлов на «походные» (туристические), «морские» и так далее не существует, так как большинство из них являются универсальными. Ниже представлены самые основные узлы с названиями и областями их применения.
- Прямой (рифовый) – известен с древних времен. В Древней Греции и Древнем Риме существовал под названием «Геракловый». Служит для сплетения веревок с одинаковым диаметром. Необходимы контрольные узлы (контроли), так как без них узел легко сползает.
- Восьмерка (встречная восьмерка, фламандский узел) – ещё один представитель древних узлов. Нужен для надежного привязывания различных грузов. Не требует при использовании дополнительных контролей.
- Булинь (беседочный) – применялся ещё в Древнем Египте в третьем тысячелетии до нашей эры. Находит применение при завязывании вокруг опоры, сплетении двух веревок, создании незатягивающейся петли. При использовании во время серьёзных работ (швартовка, страховка, прикреплении крюка к тросу) необходим контроль.
- Палаточный (простой штык) – служит для крепления тросиков палатки к штырькам. Также нашел своё применение при швартовке кораблей, буксировке автомобилей и поднятии грузов с помощью крючков или лебедок. Отличительная особенность – незатягивающийся узел.
- Грепвайн (двойной рыбацкий, двойной английский, кровавый) – применяется для связывания двух веревок одинакового диаметра. Отличается повышенной крепостью. После использования практически невозможно развязать.
- Простой проводник – применяется для организации точки опоры на веревке, а также для связывания двух веревок посредством карабина. После использования трудно развязать, вяжется только на конце.
- Средний австрийский проводник – необходим для получения в середине веревки петли (третий в связке, точка, дефект). Не используется на концах.
- Двойной проводник, или «зайчьи уши» – нужен для жесткой связки двух веревок между собой. После применения практически невозможно развязать.
- Карабинная удавка – служит для привязывания к опоре, если после использования веревка должна быть скинута.
- Маркировочный – служит для надежного закрепления веревки при её транспортировке.
- Схватывающий – позволяет веревке зафиксироваться при неожиданном срыве, например, при срыве альпиниста во время восхождения.
Контрольный узел (контроль)
Восьмерка
Потребуется одна веревка, складываем её пополам. Восьмерка должна располагаться на конце. Складываем веревку в этом месте пополам повторно, конец накладываем сверху, после чего пропускаем снизу, а затем продеваем в образовавшуюся петлю и затягиваем. Контроль не требуется.
Палаточный (простой штык)
Здесь также необходима опора:
- перекидываем ходовой конец через опору;
- обвиваем им рабочую часть и вставляем конец в получившуюся петлю;
- повторяем предыдущую операцию. вяжем контроль.
Готовый узел должен быть незатягивающийся.
Грейпвайн
Схема вязания следующая.
- Две одинакового диаметра веревки кладутся параллельно друг другу.
- Делается двойной контроль. Для этого ходовым концом одной дважды оплетаем вторую. Сначала ходовой конец идет сверху, затем проходит под первой веревкой, выходит наверх – первая петля. Вторая должна находиться ниже. Ходовой конец снова проходит сверху, затем идет снизу первой веревки и выходит вверх. На этом этапе петли не затягивают.
- После получения двух петель ходовой конец проходит между двух веревок через обе петли по направлению снизу вверх. Узел затягивается.
- Аналогичная процедура происходит с другого конца.
- Контроли не нужны.
Простой проводник
Необходима одна веревка. Складываем её пополам и вяжем простой узел-контроль. Затягиваем, а на конце ходового вяжем простой контроль.
Срединный австрийский проводник
Также необходима только одна веревка. Находим её середину, складываем пополам и дважды оборачиваем вокруг своей оси, чтобы получилась восьмерка, которая смотрит вниз. Нижнюю петлю поднимают и протаскивают через неё первую, затягивают. Контроль не вяжут.
Двойной проводник, или «заячьи уши»
Понадобится одна веревка. Складываем её вдвое и делаем петлю, в которую снизу продеваем ходовой конец с петлей, но сильно не затягиваем. Должна получиться «пустышка», развязывающаяся, если потянуть за петлю, в противном случае узел будет завязан неверно.
к содержанию ↑После того, как «пустышка» готова, нижнюю одинарную петлю проносим через двойную верхнюю, за которую после стягиваем узел. Контроль не нужен.
Маркировочный
Берем моток, который нужно связать, и находим его конец, что будет ходовым. Складываем его пополам, получаем петлю.
Наматываем ходовой конец вокруг нашего мотка. Количество мотков произвольно, но обычно по ширине равняется двум диаметрам обматываемой веревки.
После ходовой конец вставляется в сделанную ранее петлю. Узел затягивается, контроль не вяжется.
Существует ещё одна вариация, позволяющая легче развязать полученный узел. Для этого после обмотки ходовой конец складывают вдвое и продевают через петлю. В данном случае затягивание происходит за основную часть, а не за рабочий конец. Контроль не нужен.
к содержанию ↑На картинке представлен вариант, когда используются оба ходовых конца.
Схватывающий
- Складываем репшнур пополам и оборачиваем вокруг основной веревки. В образовавшуюся петлю продеваем ходовые концы шнура. Повторяем данные операции ещё раз. Затягиваем узел, распрямляем и завязываем контроль. Можно обойтись без контроля, если предварительно на репшнуре был завязан «грейпвайн».
- Вяжется одним ходовым концом репшнура. Основная веревка сначала дважды обвивается им влево от места приложения шнура, затем переносится вправо и вновь обкручивает веревку, но уже к месту приложения. Узел затягивается, вяжется контроль.
О том, как правильно вязать туристические узлы, смотрите в следующем видео.
С узлами в своей жизни сталкивается каждый человек. Их используют и в повседневной жизни, и в походах, путешествиях, туризме, экстремальных видах спорта.
А их видов существует такое множество, что пересчитать их почти невозможно. Если планируется поход, туристическое мероприятие или другой вид активного отдыха на природе, то умение вязать узлы будет прекрасным навыком, который не только приятно удивит друзей, но и окажется полезным в мероприятии.
к содержанию ↑Как научиться вязать узлы
Чтобы правильно научиться вязать верёвочные петли, нужно понять основные правила и принципы их вязания. Нужно изучить какие из них и для чего вяжутся, какие виды верёвок для этого нужно использовать, а какие применять нельзя.
Также нужно помнить такие нюансы, как то, что промокшая верёвка теряет порядка 10% своей прочности, а если она используется на сильном морозе, то она теряет прочность примерно на 30%. Для некоторых типов петель вообще нельзя брать мокрые, заледеневшие или слишком жёсткие варианты верёвок.
После изучения схем нужно каждый вариант попробовать на практике и не единожды. Помимо этого, существует множество обучающих видео, курсов и тренингов по вязанию всевозможных петель.
Не стоит сразу разбрасываться на изучение вязания большого числа узлов, лучше начать с нескольких основных и часто применяемых и совершенствовать навыки постепенно. Вязка узлов для туризма может оказаться не только полезным, но и крайне увлекательным занятием.
Важно понимать, что от умения вязать верёвочные узлы может зависеть безопасность и даже жизнь самого человека и его товарищей. Поэтому не стоит начинать заниматься вязкой на практике до тех пор, пока нет полной уверенности в правильности действий.
Пожалуй, нет человека, который бы не сталкивался с узлами. Мы постоянно используем их как в повседневной жизни, так и в различных путешествиях и приключениях…Несомненно навык вязания узлов будет полезным, если вы собираетесь в поход на байдарках или собираетесь принять участие в турслете.
Активный отдых на природе – здесь вы сможете хорошо отдохнуть, поучавствовать в соревнованиях, удивить друзей, показав им, как вы умеете вязать узлы. Узлами называют не только способы соединения веревок, способы образования петель, способы привязывания веревки к разнообразным предметам, но, собственно, и само соединение веревок.
Узлов очень много. Все они уникальны, и у каждого есть свое назначение.
Рассмотрим туристические узлы. К ним предъявляют определенные требования: они должны просто завязываться, самопроизвольно не развязываться под нагрузкой или же после ее снятия, при переменных нагрузках не «ползти» и не затягиваться «намертво», если в этом нет необходимости. По назначению туристические узлы разделяют на:
- Узлы для связывания веревок одинакового диаметра;
- Узлы для связывания веревок разного диаметра;
- Узлы для страховки (т.е. незатягивающиеся петли);
- Узлы для привязывания веревки к опоре;
- Вспомогательные узлы.
Также при вязании узлов следует помнить, что у каждой веревки есть прочностная характеристика. Узлами же прочность веревки существенно ослабляется.
Этот узел самопроизвольно развязывается, поэтому его нужно использовать только с контрольными узлами. Чтобы их завязать, ходовые концы должны быть длиной более 15 см. Узел завязан правильно, если ходовые концы выходят или только снизу, или только сверху.
Две веревки одинакового диаметра, накладывают друг на друга. После этого вяжут контрольные узлы с двух сторон и затем их стягивают, а на концах завязывают контрольные узлы. Этот узел «ползёт» при переменных нагрузках и сильно затягивается.
Надёжный узел. Под нагрузкой сильно затягивается. Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров.
Легко вяжется не только на конце верёвки, но и в середине, можно вязать одним концом. Сильно затягивается и «ползёт» под нагрузкой, особенно при использовании жёсткой веревки. Его применяют, когда крепят верёвочную петлю к чему-либо.
Под нагрузкой сильно затягивается, но «не ползёт». Следует отметить, что он образует двойную петлю, а это в свою очередь увеличивает её прочность на разрыв. Заячьи уши применяют там, где требуется прочная петля.
Данный узел используют для крепления веревки к различным кольцам, проушинам, а также для обвязывания веревки вокруг опоры. Он «ползёт» при переменных нагрузках. Однако, следует отметить, что это надежный узел, который сильно не затягивается под нагрузкой.
Узел Пруссика (схватывающий)
Нашел широкое применение в альпинизме, преимущественно для организации самостраховки. Внимание.
Обратите внимание, что на жёстких веревках держится очень плохо, а на обледенелых верёвках не держится вообще.
Его применяют при натяжении верёвки для организации переправы.
Используют при организации переправы. При этом вяжут, применив отрезок основной верёвки.
Главная особенность заключается в том, что он надежный и развязывается без особых усилий даже под большой нагрузкой (обратите внимание, что направление 1 на рисунке — это затягивание, а направление 2 — развязывание). Для предотвращения самопроизвольного развязывания петлю необходимо контровать через карабин либо использовать рифовый узел.
По сравнению с другими узлами серии «проводник» у него наибольшая прочность (70−74%).
Узел, который дает возможность сделать надежную петлю абсолютно в любом месте веревки. Он ослабляет ее прочность доже меньше, чем «проводник» или «восьмерка».
Рыбацкий штык (а), простой штык со шлагом (б), штык с обносом (в)
Используется для крепления веревки при организации переправы.
Узлы, используемые для привязывания рыболовных крючков
Порядок связывания грудной обвязки и беседки
При подготовке данной статьи использовались материалы из книги «Туристические узлы. Балабанов И. В.»
Веревка – незаменимый помощник в быту и важный предмет в туристических походах. С ее помощью можно переправиться через реку, сделать страховку, обустроить спальное место и многое другое.
Какими бывают узлы
- вязаться без лишних усилий;
- выдерживать разный вес и нагрузку;
- не сползать или уплотняться без дополнительного затягивания.
Существует множество туристических узлов, поэтому нужно уметь не только их завязывать, но и различать по видам, способам применения:
- одинаковые веревки связывайте «встречным, ткацким, прямым, грепвайном»;
- разные веревки соединяйте вариантами, названия которых звучат как «академический» и «брамшкотовый»;
- для привязывания веревок к чему-либо воспользуйтесь «удавкой, стременем» или «булинь»;
- для создания незатягивающихся узлов применяйте «восьмерки», «двойные проводники», «срединные австрийские проводники», «простые проводники»;
- не забывайте дополнительные узлы, называемые вспомогательными.
Ниже приведены схемы и описания того, как вязать основные узлы.
к содержанию ↑Грепвайн
Сложить две веревки, связать два узла и стянуть их. Принцип действия показан на схеме.
Грепвайны – туристические узлы, используемые для соединения различных по толщине веревок. Под действием веса они затягиваются сильнее, но не требуют дополнительной фиксации.
Удавка
Вязать туристические «удавки» нужно на рабочей части, несколько раз обернутой ходовым концом, привязанным к опоре.
“Прямой” узел можно вязать двумя способами.
Узел “простой проводник”
Вяжется одной веревкой, которая складывается вдвое и на конце ее завязывается простой узел (а, б), чтобы получилась петля. Ниже завязывается контрольный узел (в).