Следы зайца и собаки на снегу

  • 1 Основные понятия
  • 2 Следы лисы
  • 3 Какие отпечатки лап оставляет собака?
  • 4 Волчьи следы
  • 5 Следы медведя на снегу
  • 6 Следы зайца на снегу
  • 7 Определение свежести следов лисы и других зверей на снегу

Лиса встречается на территории России с востока до самых западных границ, от побережья Арктики до юга. Эта рыжая плутовка не обосновалась лишь на нескольких островах Арктики, на ее прибрежных районах с суровым климатом, а также на архипелагах.

В какой бы области страны ни выходили на промысел охотники, они везде могут встретить лисицу обыкновенную и увидеть ее следы. Данная статья поможет, используя фото следов лисы и других животных, точно определить, кому принадлежат следы, оставленные зверем на снегу.

Основные понятия

Не один раз, наверное, слышали поговорку, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Где бы вы ни находились, внимательно смотрите вокруг себя, везде бурлит жизнь, которую важно уметь видеть. Лучше в зимнее время на лыжах или пешком отправиться в лес, прихватив с собой фотоаппарат, карандаш и блокнот. Ведя постоянно записи и зарисовки, научитесь правильно распознавать, какое животное оставило след на снегу.

Следы бывают разные, но сразу лучше научиться читать отпечатки лап, оставленные на снегу зверями. Определить точно, кто оставил след после себя, не всегда легко. Например, зимой редко видны четкие отпечатки лап, зато следовую дорожку можно найти без особых усилий. Довольно сложно обстоит дело в определении свежести изучаемого следа, этот процесс вполне можно назвать целым искусством. Все секреты данной науки дальше.

Следы лисы

Следы лисыЛисица – это небольшой, всем известный хищник, часто ее можно встретить в местах, где водятся мелкие грызуны. Местом обитания для нее являются поля, долины рек и не густые леса. Охотник, для которого лиса представляет ценный трофей, прежде всего, должен уметь определять среди следов других хищников ее след. При помощи отпечатков лап ведется учет лисиц.

Охотник особенно часто выслеживает лису в зимние деньки по снегу, по этой причине главное внимание нужно уделять изучению следов предполагаемой дичи. Рассматривая внимательно отпечатки рыжей хищницы на мелком снегу, можно заметить, что подушечки двух средних пальцев лап выдаются вперед, а отпечатки, оставленные подушечками двух крайних пальцев, находятся позади и охватывают передние кончиками коготков с бочков. Чтобы охарактеризовать коротко следы лисички, стоит отметить, что они представляют вид лодочки (см. фото 1).

Следы лисы имеют признак, по которому следопыт легко определяет, какой лапой (передней или задней) они были оставлены. Передние лапки имеют вогнутый мякиш, а на задних лапах он выпуклый. Следы лап лисы 6,5 на 5см. Отпечатки, которые можно увидеть на прямолинейной дорожке, располагаются «будто по ниточке». Длина шага соответствует 30 иногда 40см.

Внимательно рассматривая следы лисы, можно определить ее поведение: прыжки в 3-4м длиной, затем моментальная остановка, нередко наблюдаются броски под прямым углом то в одну, то в другую сторону. Все это определяет лису как ловкого, изворотливого, наделенного уникальной гибкостью зверя.

Когда лиса переходит на лежку и в период гона, а также во время движения по тем территориям, где нет корма, она двигается, не петляя, оставляя таким образом прямолинейные следы. Когда лиса путешествует на дальние расстояния, она движется рысью. В это время происходит сдваивание ровной цепочки следов рыжей плутовки, если присмотреться, то можно увидеть два параллельно идущих ряда следов лап. При этом один след может немножечко захватывать кромку другого.

Чтобы поскорее добраться до намеченного места зимой по глубокому рыхлому, неудобному для бега снегу, лиса не бежит, а просто прыгает, отпечатки четырех конечностей остаются на расстоянии 1-2 м. Во время преследования добычи лиса движется растянутым галопом.

Во время изучения следов рыжей хищницы, движущейся по глубокому снегу, делаешь вывод, что они чаще всего бывают соединены сплошной полосой. Из-за этого точно определить направление животного тяжело. Но существует второй, довольно простой способ, пользуясь которым знающим людям довольно просто узнать, в каком направлении движутся любые лесные жители, лиса тоже входит в их число. Опытные охотники – следопыты рекомендуют начинающим звероловам обращать внимание на торчащие в снегу на линии следов травинки или веточки. Они оставляют черточки, по которым можно точно догадаться, в какую сторону пригнул бегущий зверь, значит это и будет его запланированный маршрут.

Какие отпечатки лап оставляет собака?

Какие отпечатки лап оставляет собакаСледы лисы на снегу имеют большое сходство с отпечатками лап маленькой собаки. Охотник должен научиться распознавать «почерк» лисы и дворняг. Отпечатки лап, оставленные лисой на снегу, намного стройнее и аккуратней собачьих следов. Если посмотреть следы от подушечек двух передних и задних пальцев, станет понятно, что между ними можно провести визуальную линию. У многих собак боковые пальцы охватывают задние пальцы по сторонам, заходя вперед. На фото 2 можно рассмотреть следы собаки и волка.

Иногда следы некоторых собак трудно отличить от лисьих следов. Но сомнения никакого не останется, если внимательно осмотреть прямую цепочку ямок и на удивление ровные расстояния между ними, а также правильные закругления на передней части следов. Никакая собака не способна сделать такой рисунок с очень нежными линиями. Лиса имеет острые когти, а собака стертые.

Волчьи следы

Волчьи следыВ лесу можно встретить много следов лесных зверей. Одним из них является волк. Принять волчьи следы на снегу за лисьи, невозможно. В сравнении с лисьими отпечатками лап, красавец – волк оставляет очень большие вмятины на снегу. След волка (см. фото 3) имеет большее сходство со следом большой дворняжки.

Во время движения волка шагом или рысью, его правая задняя нога точно попадает в след, оставленный передней левой ногой, соответственно – левая задняя в след правой передней. Поэтому следы волка, ложась строчкой в одну линеечку, напоминают веревочку. Хочется отметить, что наблюдать в зимнюю пору то, как движется по снежному покрову волк, очень приятно. На фоне белого снега это животное смотрится чрезвычайно красиво.

Следы медведя на снегу

Следы медведя на снегу

Передние лапы медведя размером 15 на 15см, а задние – 25 на 14см. Когти у медведя на передних лапах заметно длиннее, чем на задних, а опора, наоборот, задней лапы больше, чем опора передней. В зависимости от того, с какой скоростью движется медведь, меняется рисунок цепочки следов. Когда задние лапы делают отпечаток поверх передних, рисунок называют «крытым». Если задние лапы делают следы впереди передних, что говорит о том, что медведь двигался быстро, рисунок следов получил название «перекрытым».

Следы зайца на снегу

Следы зайца на снегуВ лесу встречаются разные звери, большие и маленькие. Если не придется их увидеть, то следы точно повстречаются на пути, особенно если выйти в лес зимой по свежему снежку. Легко можно найти следы зайчика. Описывать этого зверька не нужно. Заяц – беляк известен даже маленьким детям. Вес у него совсем небольшой, примерно 3 – 5кг. Не большой длины уши на кончиках черные. Круглый хвостик весь белого цвета. Летом заяц – беляк меняет свою чисто белую шубу на рыжевато – бурую.

Заяц оставляет следы (см. на фото 5), которые отличить от других зверей не составляет труда, да и встретить их можно довольно часто. Местом обитания зайцев являются березовые и осиновые леса, часто его следы встречаются также возле рек и озер.

Следочки этого зверька представляют два отпечатка задних лап впереди и два более мелких отпечатка передних лап сзади, расположенных один за другим. В среднем размер следа передних лап 8,5 на 5 см, задних – 12 на 8см. Когда заяц бежит, испугавшись преследователя, его длина прыжка составляет больше двух метров, в нормальном состоянии он оставляет следы от прыжка длиною 120 – 170см. Заяц делает прыжки, которые зависят от скорости движения.

Определение свежести следов лисы и других зверей на снегу

Хороший охотник – это тот, который является замечательным следопытом по белотропу. Такое название дали охотники следам на снегу. Дать определение, когда животным был оставлен отпечаток, очень непростое дело. В этой маленькой статье не представляется возможности раскрыть все тонкости этой сложной науки, но с некоторыми принципами ознакомиться можно. Они принесут неоценимую помощь на первых этапах.

Свежие следы, которые оставляют зимой лисица, медведь, заяц, волк и другие обитатели леса, покрыты искрящими снежинками, выброшенными из следовой ямки. Проходит некоторое время и следы начинают тускнеть, твердеть под действием мороза, края стают меньше заметные.

С какой скоростью будут проходить эти процессы, зависит от того места, на котором обнаружен след, а также от погодных условий. Если следы на открытом месте, их быстрее заметет, чем те, которые находятся в овраге. Не сложно вычислить, когда оставлен след, если известно время выпадения последнего снега. Например, небольшой снежок выпал в 9 часов утра, а в 11 часов уже увидели совсем свежий отпечаток, выходит, что он оставлен два часа назад.

Знатоки в этом деле дают ценный совет: делать сравнение своим свежим следам и исследуемым. Если между ними будут видна незначительная разница, это говорит о том, что следы свежие. Если планируется поход в лес, вечером рекомендуется выйти во двор и оставить там отпечаток своей руки. Утром, посмотрев на него, уже можно знать, как в данном состоянии погоды и снега должен выглядеть вчерашний след.

Конспект занятия «Следы животных на снегу»

1 .Обобщить, конкретизировать, углубить и систематизировать знания о жизни животных в зимнее время; научить различать следы животных (зайца, лисы, белки) по форме.

2. Уточнить и обогатить словарь, совершенствовать их умения строить вопросительные и повествовательные предложения; развивать наблюдательность.

3. Воспитывать любовь к природе, доброе отношение ко всему живому.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Объяснение нового материала

5. Закрепление изученного

Ход занятия

1. Организационный момент

Сегодня, ребята, мы с вами немного помечтаем. Представьте себе, что вы очутились в зимнем лесу. (Учитель читает стихотворение).

Речка еле-еле Стынут на тропинке

Дышит от мороза. Сосны в полушубках,

Эхо к веткам ели И обломком льдинки

До весны примерзло. Ходит месяц хрупкий.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

– О каких признаках зимы вы услышали?

– Все деревья стоят в инее, вокруг нас сугробы, воздух замечательный! В лесу очень много разных птиц и животных. Чтобы узнать, кого мы сегодня встретим, давайте разгадаем кроссворд.

– Летом бродит без дороги Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Кто это? (Медведь)

Что ни зуб — то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть! (Волк)

– По веткам скачет, да не птица;

Рыжая, да не лисица. (Белка)

– Посмотрите-ка какая – Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лисица)

– Какая в загадке лисица? Вспомните и опишите.

– У косого нет берлоги,

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

– Почему зайца называют косым?

– Молодцы, все справились с этим заданием. Но мы с вами не охотники, брать ружье в лес не будем. Возьмем только фотоаппарат. Вы знаете, что фотографы – это очень любознательные люди? Они всегда стараются сфотографировать что-нибудь интересное. Вот и мы сегодня попробуем фотографировать. На прошлом уроке вы узнали об изменениях в жизни животных с приходом зимы. Давайте немного вспомним об этих изменениях и отправимся дальше.

(Учитель обращает внимание детей на слайды «Сезонные изменения в жизни животных» – по природоведению для 2 класса массовой школы)

– Почему мы с вами не увидим медведя зимой в лесу?

– А кто не спит зимой? (Опорные картинки)

– Что произошло с белкой и зайцем, когда наступила зима?

– А у лисы изменилась окраска? (Действительно, окраска та же, ярко-рыжая. Только лиса стала еще пушистее).

– Чем зимой питаются заяц, белка?

– Почему к зиме медведь накапливает жир, белка запасает корм, а заяц и лиса – нет?

3. Объяснение нового материала

– А вот, мои внимательные фотографы, ваш первый снимок. (Дети получают картинки – см. рис. 1)

– Фотографии у вас пока получились черно-белые, и есть в этой фотографии какая-то хитрость. Посмотрите внимательно. Как вы думаете, кто же спрятался в этом сказочном лесу?

Какие это животные?

– Обведите разноцветными карандашами только контур животных, а раскрасите дома.

Рассказ учителя (по В. Бианки)

«Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы большой книги. И кто ни пройдет по ним, всяк распишется: «Был здесь такой-то». Днем идет снег — страницы чистые. А утром придешь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков: черточек, точек, непонятных завитушек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители: ходили, прыгали, бегали, резвились. Кто был? Что делал?

В книге зимы каждый зверек, каждая птица расписывается по-своему: кто просто, а кто хитро. Легко разобрать и запомнить белкин почерк: она по снегу прыгает — как в чехарду (слово разъяснить) играет. Короткими передними лапками обопрется, – длинные задние далеко вперед вынесет, широко их расставит. От передних лапок след у нее маленький. Две точки отпечатаны, обе рядом. От задних – след длинный, вытянутый, как от крошечной ручки с тонкими пальцами. Небольшой пушистый зверек — грызун.»

– Как вы думаете, зачем у белки маленькие коготочки на лапках?

«Эти следы без фокусов. А вот разберись в лисьих! С непривычки сразу запутаешься.»

«Лисий следок похож на след маленькой собаки. Разница только в том, что лиса держит лапу в комке: крепко сжимает пальцы.»

– А кто знает, как лиса отыскивает корм?

«У лисы очень хороший нюх. С его помощью она и отыскивает себе корм. Лиса выслеживает свою добычу по следам. Читать строки лисьих следов особенно мудрено, потому что лиса любит пускаться на хитрость, чтобы запутать свой след

(На доске открываем иллюстрации: заяц, его следы)

«Зимой заяц легко передвигается, хотя снег в лесу глубокий и рыхлый. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему проваливаться в снег. Бежит заяц, лапами по снегу печатает. От задних длинных ног след вытянутый, с пяточкой; от коротких передних – кружочками.»

– Почему заяц не запасает на зиму корм?

Кто из этих животных относится к хищникам, а кто к грызунам?

Продолжите поговорку, подставив нужное слово: Труслив, как. Хитер,как …

– А что означает выражение «как белка в колесе крутится»? (так говорят о человеке, который суетится, находится в заботах и хлопотах)

Представьте, что вы, ребята, и есть маленькие зайчики. Подожмите лапки к груди. Вам весело, вы прыгаете, резвитесь.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Раз — два, раз – два,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Раз – два, раз – два,

Надо зайке поскакать.

Кто-то зайку напугал –

Зайка – прыг – и убежал.

5. Закрепление изученного

– А теперь немного поиграем. Первая игра называется «Угадай-ка». Ребёнок получает картинку с изображением животного: белки, зайца, лисы. Затем он описывает это животное, желательно подробно, а вы должны угадать, кто это.

Следующая игра «Чьи следы Есть такая загадка: «Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтет – белого найдет.» Вам надо догадаться, кто же это такие – БЕЛЫЙ и РЫЖАЯ. Кто оставил следы на снегу в нашем сказочном лесу? А правильно определить это сможет только самый внимательный фотограф.

– А теперь фотограф (тот, кто оказался самым внимательным и догадливым из ребят) хочет задать вам несколько вопросов (на закрепление материала):

– Расскажите, чем отличаются следы зайца и лисы?

– На чей след похож след лисы?

– Что вы знаете интересного из жизни этих животных? Как они добывают пищу? Могут ли белка, лиса, заяц жить в море? А в пустыне? Почему?

– Мы сегодня с вами побывали в сказочном лесу, были фотографами и учились читать интереснейшую «книгу зимы». Понравился вам, ребята, наш поход в зимний лес? Следы каких животных вы сегодня сфотографировали?

Оценки, их комментирование

Конспект интегрированного занятия «Следы на снегу» Тема: Следы на снегу (для второй младшей группы). ОО: Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Цель:.

Тема: «Следы на снегу» Занятие по художественно эстетическому развитию с элементами исследовательской деятельности Актуальность: данную разработку можно использовать для детей разновозрастной группы, или для проведения развлечения в музыкальном зале на.

Оставьте комментарий