Как собрать бортоповоротный вездеход на шинах низкого давления своими руками

Сердце, мозг, нейроны

Увидев, что Алексей гоняет свой вездеход, подошел сосед Петр Кремок. Понаблюдав с интересом и восхищением, молвил: «Молодец, такую машину собрал. Иногда он сутками из гаража не выходит. Леша мне родная душа, я-то тоже всю жизнь на технике, понимаю, какое терпение нужно иметь, чтобы самодельное работало так, как должно работать».

Много нынче Кулибиных на Руси, создающих то, до чего пока не дорос массовый автопром, и бортоповоротный вездеход, конечно, еще до Гуськова был изобретен. Но модель, над которой он трудится уже пять лет, вобрала в себя столько авторских новаторских решений, что впору уже подумать о патенте на изобретение.

Дизельное сердце – от «Мерседеса», «позвоночник» – механизм поворота – от гусеничного трактора, «мозг» – коробка передач – от переднеприводных «Жигулей», цепи – «нейроны» – от комбайна. Плюс металлический корпус, сваренный своими руками. Все вместе это Peregar, такое неожиданное и звучное имя дал изобретатель мощной машине.

Романтика и солярка

Днем Алексей Гуськов – слесарь, вечерами и ночами – механик, инженер, изобретатель.

«У мужчины должно быть увлечение, а к тому, что он постоянно в гараже и в доме соляркой пахнет, я уже привыкла», – говорит про него жена Мария. Человек она уникальный.

К технике не ревнует, увлечению мужа не мешает, наоборот, поддерживает, как и два других – охоту и рыбалку. Старшему сыну супругов Артему – 4 года, и малец, если бы мама позволила, проводил бы все свое время не в детском саду, а в гараже с папой.

Накануне глава семейства заставил домочадцев поволноваться. Вездеход заглох в поле, чуть-чуть недотянув до дома. Такую махину не вытянуть тягачом, и до ночи Алексей возился с ремонтом. Необходимости в этом, наверное, не было никакой, но это с точки зрения обывателя. У Алексея иная точка зрения:

– Холод, снег, грязь, а летом еще и болото – самые подходящие условия для тестирования такой техники. Зимой в минус сорок – другое дело, не поехал бы на необкатанной машине, а сейчас риска нет, я же в окрестностях Тальменки катаюсь.

Есть у нас в семье и внедорожник, но он не пройдет там, куда мы с Машей иногда забираемся. Назначение вездехода вполне утилитарное.

Мы любим путешествовать, забираться в глухие места.

К слову, Мария учится сейчас на курсах вождения и Алексей готов доверить ей управление машиной весом более 5 тонн. Говорит, Peregar тяжелый, да управление легкое. Этой весной он пригласил жену на экстремально-романтическое свидание. Вместе они совершили выезд на гору, которую в округе называют Анисимовской.

– Ни с чем не сравнить это ощущение свободы, когда с высоты поселок виден как на ладони. Чтобы быть счастливым, человеку совсем немного нужно. Бабушка – чтобы было с кем ненадолго оставить малышей. Чай в термосе, хлеб и сало, чтобы поджарить на костре, – делятся своим восторгом супруги.

«Всё сам»

Алексей с детства любил мастерить. И специальность парень, чья юность прошла с паяльником в руках, выбрал подходящую, окончив Новосибирский радиотехнический техникум.

Мнение эксперта
Смирнов Александр Станиславович
Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет
Сам собирал усилители, микшерные пульты и даже первую свою гитару. Раньше команда тальменских музыкантов-любителей «Капремонт», в которой играл и наш герой, собиралась часто, сейчас – все реже.

Семьи растут, забот прибавляется, времени на репетиции остается все меньше.

Увлечение «тяжелыми формами» вошло в его жизнь одновременно с новой работой, когда устроился слесарем-монтажником в местный филиал компании «Газпром». Отработав три года на линейном участке в паре со сварщиком, научился варить и шить металл, освоил газоэлектросварку.

А потом еще и профессию токаря. Правда, начальник хитростью его взял.

Договорились, что тот привозит из города в Тальменку старый токарный станок, а Алексей взамен учится специальности серьезно, на «корочки».

– К тому времени я уже начал сборку вездехода и выяснил, что токарные работы очень дороги, порой дороже самих комплектующих, – вспоминает конструктор. – Тогда-то и появилось решение вкладывать деньги не в кого-то, а в себя, в свое образование. Так что «корочки» кстати пришлись. Теперь сам все делаю – и металл обрабатываю, и варю.

– Алексей, а чего вы не умеете или не любите делать своими руками?

– Строительство – это не мое. Жена хочет, чтобы я дом построил, а мне пока в квартире хорошо. Единственное, что я возвел своими руками, – это огромный гараж на две машины, семейный внедорожник и вездеход. Но это еще и моя техническая лаборатория.

Конструкция бортоповоротного вездехода

Этот тип машин способен совершать полный разворот на месте путем передачи крутящего момента на один из бортов, в этом типе поворота их основное отличие от стандартных вездеходов.

Особенностью таких изделий являются небольшие размеры, поэтому их выпуском занимаются чаще всего конструкторы-любители. К тому же размеры машины должны быть таковы, чтобы была возможность перевезти ее в прицепе.

Сделанный своими руками автомобиль тем и хорош, что выполняется в соответствии с нуждами и запросами будущего владельца. Вездеход бортоповоротный по своим возможностям почти равен стандартным болотоходам.

Лучшие модели

Существует множество разных моделей вездеходов, все они построены на базе разной техники, но задачи выполняют примерно одинаковые, главная из них — обеспечить передвижение по бездорожью. Выделить среди них самый лучший практически невозможно.

Но стоит перечислить те, которые отличаются своей оригинальностью и неплохими техническими характеристиками.

Смоленск

Вездеход марки «Смоленск» является самоделкой с хорошими ходовыми качествами. Все составляющие взяты от автомобилей, выпущенных отечественным автопромом. Для его сборки необходимы:

  • колеса с размером 1450 мм;
  • двигатель внутреннего сгорания на 62 л.с.;
  • тормозные диски;
  • заднее стекло.

Мнение эксперта
Смирнов Александр Станиславович
Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет
Вездеход с этим названием является самодельным с неплохими ходовыми качествами. Кузов конструкции имеет самый распространенный лодочный тип. В машину помещается 4 человека, включая водителя.

  • колеса Трэкол;
  • несколько цепей;
  • часть деталей, взятых от старой Тойоты, в том числе дизельный двигатель внутреннего сгорания;
  • металлические листы толщиной 2 мм;
  • трубы и профиль;
  • бак на 100 л для топлива.

Максимальная скорость самоделки — 35 км/час.

Порядок сборки стандартный. Вначале монтируется рама, затем устанавливаются шасси. Передняя часть оказывается тяжелее задней, поэтому для равновесия последней устанавливается бак. Кузов обшивается листами.

Бел-79

Особенность этой модели — компактные размеры и относительно маленькая стоимость комплектующих.

Для сборки машины необходимо подготовить:

  • двигатель внутреннего сгорания китайского производства в комплекте со сцеплением и ремнями;
  • коробку передач можно взять от легкового автомобиля;
  • редуктор;
  • цилиндры сцепления.

Вначале собирается рама и внутренние цепи с нормальным натяжением. Потом происходит установка фрикционов и тормозов. Все это в дальнейшем будет обеспечивать надежность конструкции. Диски сцепления берутся от ВАЗ.
Автор статьи
Смирнов Александр Станиславович
Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет

Оставьте комментарий